декабрь 10, 2007
Демократические силы потерпели на думских выборах сокрушительное поражение - и в стране, и в Алтайском крае. По версии политологов, провалу есть несколько объяснений: административное давление со стороны «Единой России», внутрипартийные конфликты и идеологические метания.
Еще до начала предвыборной кампании Владимир Небальзин, лидер СПС на Алтае, говорил, что партия планирует набрать в крае около 7%. В итоге за «правых» проголосовали чуть больше 1% из пришедших на участки избирателей. Совсем немного перешагнула через 1% и партия «Яблоко», хотя, по словам лидера местного отделения Александра Гончаренко, планировалось набрать около 4%. Учитывая мнения экспертов, можно выделить семь основных причин разгрома демократических сил в крае.
1. Активное использование административного ресурса со стороны «ЕР», направленное как на оттягивание голосов, так и на противодействие агитационным мерам соперников. Партия власти оказывала давление на работников бюджетной сферы, муниципальных и госслужащих с тем, чтобы они голосовали за правящую партию. «Процентов 20 голосов «Единой России» - на самом деле не ее голоса», - категорично заявил по этому поводу Владимир Небальзин. Кроме того, региональным отделениям «Яблоко» и СПС несколько раз отказывали в проведении митингов, придираясь то к недостаточно подробно описанному пути следования, то к содержанию плакатов.
2. Разрозненность демократических сил. Упорное нежелание лидеров СПС и «Яблока» объединяться не пошло им на пользу. Резонное замечание по этому поводу высказал Сергей Землюков 6 декабря на «круглом столе», посвященном итогам выборов. В ответ на выпады представителей оппозиционных партий он сказал: «Голосование избирателей за «ЕР» - это запрос общества на стабильность, которую не предлагает ни одна другая партия. Ведь ни левые, ни правые силы не смогли договориться. Так это они должны решать свою проблему, отодвинув в сторону амбиции. Появится сильная партия на правом или левом фронте - я только «за». Но этого нет».
3. Третья причина вытекает из предыдущей. По словам Владимира Небальзина, на его взгляд, было ошибкой не включать в федеральный список бывшего теперь уже депутата Владимира Рыжкова. Благодаря его авторитету «правые» в крае точно набрали бы намного больше голосов.
4. Неоднократная смена агитационной стратегии СПС во время предвыборной кампании. «Правые» начали ее одними из первых, разместив на билбордах рекламу книги «Достройка капитализма» лидера СПС Никиты Белых. Можно было предположить, что партия будет делать ставку на свою традиционную аудиторию - средний класс: представителей бизнеса, интеллигенции. Однако уже к началу предвыборной кампании курс СПС круто изменился и существенно «полевел». Своей целевой группой «правые» выбрали вдруг пенсионеров. Закончилось же все и вовсе третьим вариантом агитационной стратегии - лозунгом «Нет культу личности». В результате СПС потерял всегда лояльных к нему избирателей, а новых завоевать не успел.
5. Продажа мест в региональном списке. Именно так сформулировал одну из причин поражения сам Владимир Небальзин, который занимал третью строчку в списке СПС. Две первые были отданы на откуп «парашютистам» из Москвы. Этот факт популярности и доверия партии также не добавил.
6. Проигрыш на думских выборах 2003 года. По словам Ярославы Шашковой, руководителя Центра политического анализа и технологий, самым важным в этой избирательной кампании был медиа-ресурс, которым, несмотря на так называемые информационные блокады, в большей степени обладали парламентские партии. СПС и «Яблоко» были выключены из этого процесса.
7. Нежелание электората реагировать на известие о «болезнях» общества и как-то менять ситуацию. Эту версию проигрыша демократических сил предложил Александр Гончаренко, являющийся врачом по профессии: «Обычно, когда люди узнают, что тяжело больны, их первая реакция: «Да пошел ты, руки-ноги работают, значит, все нормально». Так и здесь. Мы начали рассказывать людям правду, а они отказались за нас голосовать».