Их не остановить. Почему чиновники не смогли закрыть такси "Максим"

июнь 4, 2014

В начале года краевые чиновники и ГИБДД заявили: популярное в регионе такси "Максим" необходимо закрыть. Повод — многие их водители работают нелегально, их доходы никак не учитываются, да и безопасность услуг не проконтролируешь. Однако попытки прекратить работу компании успехом до сих пор не увенчались — "Максим" живет и здравствует. Секрет успеха предпринимателей — в удачной бизнес-схеме, построенной на пробелах в законодательстве.

Такси.
Михаил Хаустов

"Максим" — это вовсе и не такси. Это — служба заказа такси. Более того, такого юридического лица, как "служба заказа такси “Максим”", не существует. Это лишь коммерческое обозначение компании "Инфосервис". Механизм работы прост — служба собирает заказы на перевозки и продает их перевозчикам. У нее нет своего автопарка, техслужбы и медиков, которые должны быть у компании-перевозчика. Зато есть расположенный в Кургане крупнейший в стране специализированный контакт-центр по приему и обработке заявок на перевозки. И целая армия водителей по всей стране, покупающих эти заявки. В регионах компания, как правило, представлена лишь небольшими офисами, в которых трудятся несколько человек.

На практике происходит следующее: человек на личном авто приезжает в офис компании и, если он и его автомобиль соответствуют определенным требованиям, с ним заключают договор. Далее водитель устанавливает себе на телефон специальное приложение, с помощью которого получает информацию о заявках клиентов. Выбрав подходящую, он ее "покупает" за 10% от установленной компанией стоимости проезда. Эта комиссия и составляет доход службы заказа.

За 11 лет зона присутствия службы заказа такси "Максим" расширилась до 72 городов России. В Алтайском крае кроме Барнаула она представлена еще и в Бийске.

Появившись в столице региона около четырех лет назад, "Максим" заметно повлиял на местный рынок. Во-первых, за счет меньшего количества издержек они способны предложить стоимость проезда ниже, чем полноценные фирмы такси. Во-вторых, они одни из немногих игроков рынка стабильно быстро присылают машину заказчику. В-третьих, они первыми из перевозчиков стали использовать новые технологии: чтобы заказать машину, необязательно даже звонить оператору. Заявку можно сделать через сайт или мобильное приложение. И, может быть, самое главное — "Максим" предложил новый формат работы: водитель может таксовать столько, сколько хочет. Никаких планов ему не ставят: выходи "в город" в любое время, когда есть желание. Многим, кому не хватает зарплаты на основном месте работы, это дало возможность "калымить" вечерами и в выходные.

Все это позволило "Максиму" перетянуть к себе кадры конкурентов. "Клиентов — бог с ними, они наших работников забирают, — сетует руководитель одной из барнаульских компаний такси, попросивший не упоминать его имени в публикации. — Многие берут машину в кредит и работают на “Максим”. Получается выгоднее, чем сдавать фирме ежедневный план 1–1,4 тыс. рублей. Из-за этого у нас недостаток рабочей силы. И это происходит во всех компаниях: как в крупных, так и в мелких".

Недаром в профессиональном сообществе службы заказа вызывают как минимум раздражение. А, например, в Нижнем Новгороде профсоюз таксистов и вовсе предостерегает всех водителей от какого бы то ни было сотрудничества с "Максимом".

Недовольство конкурентов не помешало "Максиму" уверенно и быстро закрепиться на рынке, в том числе и на Алтае. Во многом этому поспособствовала и масштабная рекламная кампания: из радиоприемников в супермаркетах людей настойчиво приглашали "косить бабло на личном авто", и даже общественный транспорт Барнаула увешан рекламой своего конкурента.

Смотрит ФАС, смотрит прокуратура

Успех компании не оставлял равнодушными не только конкурентов, но и власть. В разных регионах России чиновники пытались признать работу службы заказа незаконной. Недавно к этому процессу подключился и Алтайский край. Здесь тоже многих смущает то, что в "Максиме" часто работают нелегальные перевозчики. Краевое управление по транспорту обращалось в ФАС с просьбой признать рекламу службы заказа такси "Максим" незаконной (ведь нельзя же называть себя "такси", не будучи им), но антимонопольщики нарушений в действиях компании не нашли. Теперь чиновники обратились в прокуратуру, чтобы она проверила, насколько деятельность службы заказа соответствует закону.

Дмитрий Коровин,
начальник краевого транспортного управления:

Сейчас они уходят от ответственности, прикрываясь статусом “службы заказа”. Хотя привлекают к перевозкам тех, кто не работает в правовом поле. И действуют очень активно, не боятся никого, запускают мощную рекламу. Пока ни в одном регионе их не удалось привлечь к ответственности: у них неплохие юристы, а в законодательстве очевидны определенные пробелы.

Действительно, в принятом три года назад Федеральном законе № 69, который чаще всего называют "законом о такси", не прописано понятие "служба заказа". Это значит, что у предпринимателей нет особых ограничений для такого бизнеса, ведь что не запрещено — то разрешено. Именно этой лакуной в документе и объясняется неуязвимость службы "Максим".

Но власти зашли с другой стороны: ужесточили наказание для водителей-нелегалов, которых сейчас достаточно жестко прессингуют. Правоохранители используют для этого контрольные закупки. Однако служба заказа ответственности вместе с водителями никак не разделяет — предъявить им, оказывается, нечего. Более того, известны случаи, когда компания помогала своим водителям уйти от наказания, если их поймали за руку во время контрольной закупки. Так, на Урале фирма присылала водителям инструкции по общению с представителям власти, чтобы им сложнее было доказать факт предпринимательской деятельности перевозчиков.

Работа над ошибками

В самом "Максиме" обвинения в свой адрес считают несостоятельными.

Павел Стенников,
начальник отдела по связям с общественностью компании "Максим":

Служба заказа оказывает информационные услуги, формируя базу заявок на перевозки и обеспечивая к ней доступ перевозчикам в рамках российского законодательства. Служба заказа такси, не являясь перевозчиком, заинтересована в увеличении легально работающих таксистов в городе. В частности, водителям оказывается консультационная помощь по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Но в последнее время в стране ИП в большем количестве ликвидировались, чем регистрировались. Люди это видят, читают об этом в средствах массовой информации. Служба заказа не может заставить всех выйти из тени. Для этого есть контроль государства за соблюдением требований законодательства. Чем чаще будут проверки, тем быстрее рынок такси полностью легализуется. Но прежде всего государство должно изменить правила, создать такой климат, такие условия для развития рынка таксомоторных перевозок, когда самим перевозчикам было бы выгоднее легализоваться.

Государство же пытается наконец-таки регламентировать деятельность служб заказа. Сейчас в Госдуме работают над законопроектом, который введет такое понятие в правовое поле. Он определяет службу заказа легкового такси как "юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, предоставляющих услуги по предварительному заказу такси". Предполагается, что они будут работать на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом на срок от пяти лет. При этом фирмы-диспетчеры обяжут отдавать заказы только легальным перевозчикам. Если передадут заказ "бомбиле" — получат предписание об устранении выявленных нарушений. Если попадутся на этом второй раз — лишатся разрешения.

Однако и эти поправки в закон ударят скорее по нелегальным извозчикам, ведь чтобы работать на ту же службу заказа, им придется регистрироваться.

Впрочем, уже сейчас "нелегалы" нашли способ обойти требование закона с минимальными потерями. В последнее время в Барнауле появились фирмы, которые торгуют разрешениями на работу. По документам эти конторы оформлены как перевозчики, но вместо машин и сотрудников у них лишь офис, в котором торгуют лицензиями. Стоит такая бумага 1–1,5 тыс. рублей в месяц. Это дешевле, чем оформлять ИП и платить налоги.

Однако, когда поправки в закон примут, службам такси все же придется отвечать за своих водителей. Тогда эта бизнес-схема лишится одного важного преимущества для своих владельцев: практически полной неуязвимости. Пример барнаульского такси "Мерси" показал, что ошибка одного водителя (ДТП в Тальменском районе 29 мая 2012 года, где по вине таксиста в лобовом столкновении погибли семь человек и еще пять пострадали) может стоить владельцу компании его бизнеса.

"Максим" же в аналогичных ситуациях в других регионах доказывал в судах, что не имеет отношения к провинившимся водителям. Компанию снова спасали дырки в законе — как и во многих других ситуациях. Неудивительно, что число работающих по этой схеме компаний растет: на местном рынке стали появляться последователи "Максима" — службы заказа "Весна" и "Вжик".

Максим Шушарин,
директор службы заказа такси "Максим":

Если мы не таксопарк, это еще не значит, что отдаем заявки кому попало. У нас ведется отбор водителей по знанию города, стажу вождения, типу и состоянию автомобиля. Действует контроль качества обслуживания — налажена обратная связь с пассажирами через сайт компании и операторов, принимаются претензии. Исключена возможность того, что водитель возьмет с пассажира больше рассчитанной службой заказа цены заявки. Забытая в салоне вещь будет возвращена клиенту обязательно. В случае нарушения правил с перевозчиком незамедлительно будет расторгнут договор. Он потеряет аккредитацию и никогда не сможет вернуться. Он лишается хлеба. А ведь в таксисты многие идут не от хорошей жизни. Для большинства это подработка. Это те люди, которым не предоставлена возможность нормально зарабатывать на основном месте работы. Внутренняя ответственность и работающая система контроля — практика доказала высокую эффективность этой схемы.

Источник: газета "БИЗНЕС Online".

Справка

Требования к водителям в службе заказа такси "Максим"

Цифра

Около 1,5 тыс. человек, по оценке краевого транспортного управления, работают на такси "Максим" в Барнауле.