декабрь 19, 2007
20 декабря состоится последняя в этом году сессия краевого Совета народных депутатов Алтайского края. Председательствовать на ней будет заместитель Александра Назарчука Сергей Землюков. Сам Назарчук, как известно, на ноябрьской сессии подал в отставку, а сейчас находится в отпуске.
"Уходит красиво", - говорили и говорят об этом решении. Но Александр Григорьевич на самом деле никуда уходить не собирается. Об этом и о много другом он рассказал читателям "СК".
Провал выборов
- Александр Григорьевич, сначала о результатах выборов в Думу. Аграрная партия, казалось бы, серьезная политическая структура, вторая по численности в стране, но вот очередное поражение.
- Одна из причин: мы все время старались, чтобы во главе партийной организации стоял человек, который управлял бы агропромышленным комплексом в регионе, представитель власти. Мы договорились, чтобы министр сельского хозяйства Гордеев стал членом партии, и старались, чтобы на территориях ячейки возглавляли или начальник управления сельского хозяйства, или зам главы, или кто-то из руководителей соответствующего департамента. И пока процесс становления партии происходил без административного давления - все получалось нормально.
Окончательным подрывом авторитета партии стал уход министра сельского хозяйства Гордеева во фракцию "Единая Россия". Люди такого уровня… его никто нигде не исключал, заявления не было. Его включили вдруг в политсовет "Единой России", по существу, началось давление на партийные организации.
Аграрная партия ведь всем нужна, сельский электорат важен при любых выборах. Во-первых, это около 40 процентов населения, а во-вторых - это законопослушный народ, он ходит на выборы. Всегда за крестьян боролись. И когда началось становление "Единой России", естественно, началось давление на руководителей Аграрной партии. И мы стали терять: вот был министр сельского хозяйства территории, начальник управления… Они все подконтрольны исполнительной власти. И эти выборы, и предыдущие - примерно 30 процентов партийных организаций оказались недееспособны.
Мы начали формировать региональный и федеральный партийные списки на 2 декабря, и некоторые территории не могли закрыть их своим составом. К примеру, в Томской области все три кандидата - это были наши кандидаты, мы там закрывали региональный список за счет членов Алтайской региональной партийной организации.
Плюс вопросы, связанные с действиями штаба и центральной партийной организации. Получалось так, что мы все время говорили, что мы партия народа. У нас ни в одном списке не было человека, который давал бы деньги на выборы.
Я ни хочу никого критиковать, но у всех партий в Алтайском крае были в списках люди, никому здесь не известные, но зато богатые. У нас единственное - были очень долгие споры по поводу Василия Ивановича Шандыбина, бывшего коммуниста, депутата Госдумы. Лично я думал, что его популярность в народе, его бескомпромиссность, его встречи с людьми покажут, что мы действительно партия народа. Мы взяли в список доярку, Героя России и полагали, что простые люди поддержат партию поэтому, потому что у нас нет Луговых, нет фигур, которые… Внутри партии, к сожалению, не оказалось такого человека, которого знала бы вся страна.
Но мы провалили выборы. И Алтайский край проголосовал плохо - набрали чуть больше 4 процентов, хотя никогда не было, чтобы мы опускались ниже 12-15…
Бренд не сработал
- Может быть, это связано с тем, что избиратели вас не нашли в списках?
- Да, многие аграрники связывают поражение с тем, что не было в списках меня.
Я должен был идти вторым в федеральном списке. И все время перед выборами моя фамилия звучала.
Почему я свою кандидатуру снял? Предыдущие две Госдумы мы тоже ведь провалили. И я оба раза был вторым в списке. Я подумал, что надо что-то менять, что этот, так сказать, бренд, не работает. Думал, что Шандыбин поездит по крупным городам, побывает на больших предприятиях…
Не смогли мы использовать этот ресурс. Он мне звонил в течение всей избирательной кампании, говорил, что ему не дают ходу, не выпускают на телевидение. А Плотников жаловался, что он неуправляемый…
И по существу мы завалили предвыборную работу. Есть регионы, где вообще… Особенно по республикам. У нас самая крупная партийная организация в Дагестане, более десяти тысяч человек, а за Аграрную партию - 145 голосов. Я не думаю, что члены партии не голосовали. Там своя специфика… Там сколько хочешь, столько и нарисуешь, наверное. Но я не хочу об этом говорить, официально Аграрная партия не опровергала результаты выборов.
По многим партийным организациям мы не набрали ничего. Такие крупные организации, как Белгородская, в Башкирии, в Татарии, особенно в республиках, где президенты, по сути, управляют этим процессом, - мы ничего не набрали.
- А почему вы не возглавили региональный список?
- Посчитал, что стать во главе списка, подвинуть Серова, Катаманова, неэтично.
На результаты выборов в крае наложила отпечаток и позиция депутатов крайсовета на ноябрьской сессии. И Катаманов, и Серов не поддержали фракцию "За наш Алтай" по внесению изменений в Устав края…
Как выдвигали Медведева
- Тем не менее АПР стала одной из партий, официально выдвинувшей кандидатуру Медведева в качестве президента…
- Мы по закону не можем теперь получать поддержку из федерального бюджета как проигравшая партия. Немного было этих денег, около 10 миллионов в год, но они использовались на текущее содержание офиса, аппарата. Вопрос, естественно, связан прежде всего с состоянием партии. По закону, если мы не вернем средства, которые бюджет отпустил нам на избирательную кампанию…
Председатель партии Владимир Плотников, выйдя из Кремля, после первой встречи у президента, когда в числе четырех партий они выдвинули кандидатуру Медведева, сразу позвонил мне. Так и так, я был у президента, мы в числе четырех партий, которые предложили президенту кандидатуру Медведева. Я говорю: ну ты с кем-то советовался? Вот, говорит, ситуация такова, в 11 часов пригласили в Кремль, но вот я вам звоню, я согласился, давайте обсудим.
Понятно, у меня сразу какая ассоциация возникла: такие вещи нужно обсуждать. Ни Плотников, ни Назарчук не принимают решения за партию. Есть частное мнение, есть коллегиальное решение. Потом собрались они там, я здесь со своими поговорил. Чтобы определить позицию, надо исходить из ситуации, в которой находишься. Ну, давайте так.
Пригласили АПР обсудить выдвижение кандидатуры. Вот вариант - Плотников поддержал ее без совета с партией. Давайте проиграем другой вариант: Плотников говорит - я ничего не могу сказать без совета с партией. Ну иди тогда, будь здоров, вы три процента не набрали. Завтра Центризбирком укажет место вашей партии – и все, вопросы кончены.
…Я передал в Москву позицию правления краевой организации: мы считаем, что председатель партии поступил правильно. Но поставили условие, что после выдвижения Медведева съездом "Единой России" мы таким не очень большим кругом руководителей Аграрной партии повстречаемся с кандидатом, чтобы изложить свое видение аграрной политики в стране. И посмотрим, согласится ли кандидат с нашими оценками.
Медведев Плотникову ведь сказал: "Я сам городской, но, курируя нацпроект по сельскому хозяйству, я побывал в селах, и на меня это произвело тягостное впечатление". Я думаю, его возили не в худшие села.
Надо задуматься о селе
- А ваши оценки состояния дел на селе, надо полагать, довольно жесткие?
- Не может экономика страны базироваться только на сырьевых ресурсах. Прежде всего мы должны обеспечить население продовольствием. Если этого понимания не будет, тогда мы будем считать, что АПР как политическая структура не смогла справиться с поставленными задачами. Ладно, мы не прошли в Думу. Но не решаются ведь наши программные цели. Это самое главное. Если мы все время говорим о продовольственной безопасности, а положение все ухудшается, если мы говорим о нерешенности земельных отношений, а ничего не происходит - надо что-то делать. Тогда партия сама себе должна ответить на вопросы: зачем ты, что ты делаешь? Я считаю, что мы должны дать очень жесткую оценку внутри партии. Все ведь замалчивается.
Во многом виноваты и те, кто сегодня возглавляет аграрные структуры. Президента все время убаюкиваем, что все хорошо. Тратятся огромные деньги на национальный проект, на закупку продовольствия за рубежом. В конце концов ну неужели мы не можем сегодня найти такие подходы, чтобы вернуть деревню?
Деревня стареет, деревня обезлюдела. Надо сесть, крепко подумать, проанализировать… У нас уже началось разрушение районных центров. В погоне за какими-то "издержками" ликвидируют структуры - банки, почту, военкоматы. Я задаю себе вопрос: что мы делаем? Мы основу разрушаем, а наращиваем структуры на краевом и федеральном уровне.
Наши реформы. В министерствах посократили, в правительстве один вице-премьер, все это теперь обратно раздувается, раздувается. Формируем округа, а основу, где народ должен жить, где жила интеллигенция, где человек, окончив институт, поехал в деревню, привез жену, она может работать в школе, в больнице, на почте… Это стратегическая ошибка. Превратить Россию в хутора или как в Америке, где через полкилометра дом стоит, - не получится, это не российское. У нас такие расстояния, людей не хватит. Мы всегда жили сообществом.
Полномочия забирают
- А губернатор это неужели не понимает?
- Мы с приходом Александра Богдановича внесли серьезные изменения, в том числе по формированию структуры органов исполнительной власти, по вопросам распоряжения собственностью Алтайского края. Но дальше уступать полномочия нельзя.
Я скажу откровенно: если бы у краевого Совета народных депутатов не было полномочий по распоряжению имуществом, то те люди, что были в предыдущей администрации… Вы знаете, сколько вокруг Михаила Сергеевича их было? Среди тех, кто тут рыскал по краю, были рейдеры, с которыми Лужков в Москве справиться не мог. И если бы не краевой Совет - продали бы все.
Я как человек не боюсь поражений. Но после принятого решения по Уставу края начнут пересматривать полномочия в сторону усиления исполнительной власти. А я не хочу войти в историю как человек, который сдал полномочия представительного органа. Поэтому пусть без меня - подписывают, принимают законы. Сегодня уже администрацией края внесен проект по дополнениям в Закон о развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка. Если он будет принят, я прямо говорю: мы не сможем контролировать его выполнение. Сегодня, приняв закон, утвердив целевые программы, мы по своим полномочиям можем спросить исполнительную власть: а как эти программы выполняются? Как выполняется программа по сахарной свекле? По поддержке отдаленных горных районов? По обеспечению кадрами сельского хозяйства? Как выполняется программа обновления машинно-тракторного парка? Теперь администрация края предлагает все эти программы утвердить и сама хочет исполнять, сама контролировать. Но, к сожалению, в России чиновничество такое сегодня, что без контроля нельзя.
Если депутаты согласятся с поправками в этот закон, это значит, что они хотят просто приезжать и собираться о том о сем поговорить, - я таким органом руководить не хочу.
- Я не хочу в глазах людей выглядеть человеком, который вечно конфликтует с губернаторами. Но то давление, которое оказывается на депутатов, тот подход, который сейчас используется администрацией края, меня не устраивают.
Последняя неделя перед ноябрьской сессией, я провожу тут оперативное совещание, никто ничего не говорит. Еду в Новосибирск, звонят в машину: внесли проект по изменениям в Устав. Приезжаю, зову Землюкова, спрашиваю, кто внес. "Это фракция". Звоню Рыжаку. Кто? "Это фракция…"
Глава края до сессии со мной об этом даже не переговорил. Где-то там в кулуарах решили в расчете на то, что "Единая Россия" в крайсовете имеет большинство. Вы слышали на сессии перепалку депутатов, кого приглашали и кто в приемной губернатора дрожал...
Для меня такие подходы невозможны. Я бы не связывал это все с какими-то успехами или неуспехами в социальном развитии региона. Вопросы эти более глубоки.
А я человек такого склада - если у меня есть позиция, я никогда не задумываюсь, что будет со мной завтра, где я буду работать.
Например, я дважды за год и семь месяцев писал заявление президенту Ельцину освободить меня от должности министра сельского хозяйства, потому что с политикой разрушения села согласиться не мог. Я тогда об этом развале говорил как видел.
…Прошло время после ноябрьской сессии, на которой я заявил о сложении полномочий. Я по-другому поступить не мог, потому что на предыдущей сессии вопрос, связанный с внесением изменений в Устав, не прошел. И в нашем Уставе до недавнего времени была норма, которая его защищала. Это как "Конституция Алтайского края", и вносить в Устав каждый день изменения - это неуважение.
Все говорили, ну какая разница, как называться? Есть разница. Это рассчитано на обывателя. Депутаты хорошо знают, что за названием и представительного органа, и руководителя исполнительной власти очень большой смысл. Вносить поправки просто так, декоративно - это слишком просто. Вопрос связан с перераспределением полномочий между исполнительной и законодательной властью края. И моя защита прежнего названия - это не мои левые убеждения, никакие там пристрастия к Советам… Есть четкое понимание: больше уступать полномочий представительный орган власти края не может.
О преемнике
- На одной из ваших интернет-конференции вас попросили назвать своего "преемника" в краевом Совете. Вы тогда отшутились, сказали, что сделаете это после того, как президент Путин назовет своего.
- Владимир Владимирович меня, получается, освободил от этого обещания. Он сам преемника не назвал, ему партии предложили. Так что я тоже свободен в этом смысле, и когда изберут новый состав депутатов, можно будет говорить о преемнике.