июнь 17, 2014
Александра Пономарева мы привыкли видеть в погонах — он долгое время возглавлял следственное управление Следственного комитета по Алтайскому краю. Однако совсем недавно его неожиданно назначили генеральным директором только что созданной и принципиально новой структуры — "Регионального оператора Алтайского края “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов”". Вступив в должность, Александр Пономарев согласился ответить на наши вопросы. Он был в приподнятом настроении, видимо, и потому, что сотрудникам фонда в этот день выдали первую зарплату.
Александр Пономарев осваивает тонкости работы в ЖКХ.
Анна Зайкова
— Александр Дмитриевич, сама возглавляемая вами структура и система капитального ремонта для большинства совершенно новые. Первый вопрос, который интересует многих: когда граждане начнут отчислять деньги в фонд капремонта?
— В Алтайском крае принята программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Она рассчитана на 30 лет. Программа предусматривает, что в течение шести месяцев граждане должны определиться с порядком оплаты. Они могут выбрать счет регионального оператора, так называемый "котловой" счет. Второй вариант — открытие своего специального счета у регионального оператора. У ТСЖ и ЖСК, в которых не более 30 квартир, есть еще один вариант — открытие собственного счета в банке. То есть эти средства они будут расходовать по своему усмотрению.
Если речь идет о "котловом" счете, то здесь региональный оператор несет полную ответственность. Он собирает деньги, их аккумулирует, составляет порядок капитального ремонта и сметы на производство работ, привлекает необходимых специалистов, контролирует ход ремонта, оплачивает его и т. д.
Когда мы говорим о специальном счете, то здесь имеются некоторые обременения для собственников жилья. И некоторое облегчение для регионального оператора. Потому что он, скажем так, несколько отходит в сторону. Объясню почему. Подошел срок капремонта. Но накопили ли собственники жилья деньги на специальном счете? Если нет — ремонта не будет. Тогда перед ними стоит вопрос: либо брать в банке кредит, либо увеличивать размер минимального взноса на капремонт. И в этом случае у собственников жилья есть право принять общее решение и перевести средства в "котловой" счет регионального оператора. Тогда у него возникает обязанность провести капремонт в установленные сроки. При этом средства, собранные в определенном районе, пойдут на ремонт домов именно в этом муниципальном образовании. Это очень важно.
— Но насколько реально, что в отдаленных сельских районах смогут накопить на капремонт?
— Это самый реальный путь. Ведь там маленькие дома и объем работ не такой, как, допустим, в барнаульской девятиэтажке.
— Все-таки когда первые средства поступят в фонд?
— С 1 декабря этого года мы должны начать выставлять счета.
Кстати, буквально вчера из Камня-на-Оби к нам пришло решение общего собрания собственников жилья одного из домов. Это первое в крае решение! Согласно программе капремонта работы на этом доме должны проводиться в 2039 году. При этом капремонт в этом доме был сделан не так давно. Но, как видите, люди уже сейчас заботятся о том, что будет через 25 лет.
Есть, конечно, и так называемые "молчуны". Они будут ждать до последнего и не проявлять никакой активности. Когда все сроки выйдут, по законодательству все эти дома будут переведены в "котловой" счет.
— На счете какого банка разместят средства, которые аккумулирует региональный оператор?
— Среди банков пройдет конкурсный отбор. Так определится финансовое учреждение, в котором будет открыт "котловой" счет. Со специальным счетом все иначе: банк выбирают сами собственники жилья. Так, например, и произошло в упомянутом мною случае в Камне-на-Оби.
В целом Центробанком нам рекомендован список из более чем 40 банков. Из них мы и будем выбирать. Отмечу, что уставной капитал кредитной организации должен быть не менее 20 млрд. рублей.
— В этой связи возникает вопрос: а что выгоднее для самих граждан?
— У регионального оператора нет задачи привлечь кого-то на свою сторону. Есть свобода выбора. Мое личное мнение: чтобы отойти от лишних хлопот, собственником жилья нужно быть у регионального оператора. Потому что снимаются многие вопросы. Например, обслуживание счета, отчетность, привлечение соответствующих специалистов и т. д. Региональный же оператор все делает сам: выбирает подрядную организацию по конкурсу, контролирует ход ремонта, принимает эту работу, оплачивает ее. Если дом не накопил необходимую сумму, то региональный оператор может позаимствовать на возвратной основе недостающие деньги у тех домов, где очередь капремонта еще не подошла.
— Куда будут направляться проценты, начисленные банком на остатки по счету?
— Расходовать эти деньги на свое существование региональный оператор не имеет права. Они пойдут, например, на привлечение экспертов при составлении сметной документации. То есть все эти средства тоже будут участвовать в капитальном ремонте.
— А кто станет гарантом сохранности денег?
— Средства будут находиться на банковском счете и не могут быть подвергнуты списанию или аресту. Это неприкасаемые деньги.
— Но если что-то случится с банком?
— Это будет устойчивый банк с солидным капиталом.
— Региональному оператору не разрешено открывать филиалы в районах края. Как вы будете собирать средства граждан, проживающих там, и работать с неплательщиками?
— Средства собственники жилья будут перечислять на счет по квитанции в сумме, зависимой от площади жилья и установленной минимальной ставке за квадратный метр, от 4,5 до 5,5 рубля. В перспективе юридический отдел фонда будет заниматься претензионно-исковой работой. Будут применяться все меры воздействия к неплательщикам вплоть до запрета осуществления сделки с квартирой, принудительного взыскания, выезда за пределы Российской Федерации и др.
— Какую платежную дисциплину граждан вы ожидаете на первом этапе?
— Я сейчас очень тревожусь о том, как начать собирать деньги. Рассылка квитанций лежит на плечах регионального оператора. Представьте, сколько у нас граждан! И какие мы понесем затраты! Нам нужно будет заключить с каждым собственником жилья, выбравшим регионального оператора, договор на организацию и проведение капитального ремонта.
— А "Почта России" при этом сокращает свои отделения…
— Да. Но сейчас мы изучаем опыт Омской области, где механизм налажен. Кроме того, в Алтайском крае есть "Система “Город”", с руководством которой мы уже провели переговоры, их предложения будут рассматриваться и, если это будет приемлемо для нас, взяты за основу.
Что касается платежной дисциплины, то мы прогнозируем на первом этапе собираемость примерно в размере 70%. По предварительным подсчетам, средняя сумма платежей должна составить около 600 млн. рублей.
— Подрядные организации будут отбираться по конкурсу. При проведении конкурса игра пойдет, как обычно, на понижение, и победителем будет тот, кто предложит минимальную цену?
— Мы предполагаем установить несколько критериев отбора. А преимущества намерены давать компаниям Алтайского края. Нам бы не хотелось, чтобы конкурс выигрывали те, кто, снизив цену до минимума, фактически ничего, кроме офиса или квартиры, не имеет. Поэтому мы будем вести список неблагонадежных компаний и прекращать работу с такими подрядчиками. Не думаю, что мы не сможем разобраться в их неблагонадежности. Разберемся.
— Как будут выставлять на конкурс дома — по одному зданию или лотами по несколько?
— Каждый дом отдельно. Пришел срок капитального ремонта — для этого дома и будет проходить выбор подрядчика. Все это будет производиться на всей территории края, в том числе в селах. Работа очень большая. Ремонтировать дома надо — мы видим, в каком они состоянии находятся. По-другому, за счет государства, это нереально — подход обусловлен именно этим. Конечно же, государство будет помогать — законодательством предусмотрено софинансирование как на уровне федерального, так и на уровне регионального бюджета. Сейчас вносятся предложения предусмотреть возможность получения собственниками кредита, для того чтобы быстро провести ремонт своего дома и только потом рассчитаться вместе с процентами.
— Банки потребуют залог или поручительство. Каким образом может быть решен этот вопрос?
— Трудности есть и с залогом, и с процентной ставкой. Возможно, региональный оператор будет выступать гарантом. В Омске на недавнем совещании по капремонту был озвучен вопрос о принятии налоговых послаблений для подрядчиков. С учетом того, что мы будем отбирать только добросовестных подрядчиков, льготы по налогам будут побуждать их делать качественный ремонт.
— Кем сейчас финансируется работа регионального оператора?
— Нам выделяется субсидия из краевого бюджета. Половина идет на заработную плату, остальное — на оснащение офиса.
— А сколько вам денег выделили?
— 4,4 млн. рублей.
— У вас пока даже отдельного кабинета нет...
— Нам помогли: управление по ЖКХ выделило помещение, столы, компьютер. А сейчас уже практически решен вопрос с новым помещением на ул. Чкалова, 64. Конечно же, оставшиеся деньги пойдут на приобретение имущества: столов, стульев, канцелярских товаров, компьютеров — без них мы не можем, наши сотрудники сейчас работают на своей оргтехнике. Нам выделены не такие уж большие деньги — думаю, мы их освоим до конца года и планируем в сентябре обратиться к органам исполнительной власти с предложением по структуре, которую мы соответствующим образом обосновываем, и финансированию деятельности, чтобы региональный оператор начал уже работать с декабря. Надо будет вести учет взносов собственников помещений, и электронная система нам будет в этом помогать, а она стоит немалых денег.
— Сколько человек будет в штате?
— Мы рассчитываем на 50–52 человека. А сейчас у нас работают шесть человек. В дальнейшем структура будет выглядеть таким образом. У меня, как генерального директора, два заместителя, предусмотрен и технический директор. В подчинении технического директора будут находиться производственный отдел и отдел по работе с программой капремонта. Один из замов будет курировать направление по работе с гражданами и документационному обеспечению, потому что обращений, в том числе с просьбами о разъяснении законодательства, будет много. Тут же будет отдел по взаимодействию с органами СМИ и юридический отдел. Второй заместитель будет курировать вопросы финансов и экономики. За проведение конкурсов будут отвечать производственный отдел, технический отдел и бухгалтерия. Кроме того, предусмотрены специалисты хозяйственного отдела — это кадры, хозяйственная часть.
— Вам, наверное, надо будет разрабатывать сайт?
— Это тоже требование закона. Сейчас над этим вопросом уже работают — мы попросили специалистов факультета прикладной математики технического университета. И буквально он должен вот-вот подойти. На сайте без промедления будет размещена необходимая информация, в том числе и для собственников жилья.
— По вашей оценке, насколько хорошо население проинформировано об уже происходящих изменениях?
— Конечно, надо более активно информировать население, чтобы люди четко представляли, что региональный оператор создан не для того, чтобы нажиться, как выражаются некоторые. Региональный оператор пришел для того, чтобы создать систему капитального ремонта. И система эта будет создана максимально прозрачной.
О предложении возглавить фонд
— Для меня это было неожиданным вдвойне, потому что я никогда ЖКХ не занимался. Я всю жизнь проработал в системе правоохранительных органов: в прокуратуре, Следственном комитете. С другой стороны, оно меня не напугало, потому что я с нуля создавал следственное управление СК РФ по Алтайскому краю. Опыт есть. Конечно, он диаметрально противоположный, но тем не менее мой жизненный опыт мне сейчас помогает организовать эту работу. Без сомнения, лежит большая личная ответственность.
О контроле и гарантии
— В структуре регионального оператора предусмотрен производственный отдел — так называемый заказчик. В нем будут работать специалисты в области строительства, энергетики и т. п. Они же будут принимать работу, но в приемке работ примут участие и собственники жилья. На капитальный ремонт будет предусмотрен гарантийный срок. Если что-то не так, приходите и устраняйте за свой счет.
О региональной программе
— В региональной программе Алтайского края есть перечень домов и перечень видов ремонта по каждому дому. Если вы обратите внимание на этот документ — практически все дома нуждаются в капитальном ремонте крыши. Конечно, надо проводить детальное обследование каждого дома. Но программа будет актуализироваться ежегодно, перечень работ будет корректироваться, поэтому все можно поправить.
О связке с районами
— Сейчас мы всем главам районов края отправили на подписание соглашение, где оговариваем вопросы взаимодействия. Мы также разослали им напоминание, чтобы они предусмотрели средства в бюджете на уплату взносов по квартирам, находящимся в муниципальной собственности. Кроме того, в многоквартирных домах есть нежилые помещения (например, магазины) — они тоже обязаны участвовать в программе капремонта. Мы полагаем, что муниципалитет должен знать, кто является собственником нежилых помещений, и нас об этом уведомить.
Александр Дмитриевич Пономарев родился в 1953 году. Окончил Егорьевское авиатехническое училище гражданской авиации (Московская область) и Свердловский юридический институт. Долгое время работал в органах прокуратуры Казахской ССР. Затем работал в прокуратуре Алтайского края на должностях прокурора отдела по надзору за расследованием преступлений, начальника следственного управления. Следующее место работы — прокуратура Читинской области. В 2007 году назначен руководителем Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Алтайскому краю. В мае 2011 года Указом Президента страны назначен руководителем СУ СКР по Алтайскому краю.
Неоднократно поощрялся приказами прокуроров Республики Казахстан, Павлодарской, Читинской областей и Алтайского края, председателя Следственного комитета России. Почетный работник прокуратуры России, имеет награды.
Женат, воспитал двоих сыновей.
Около 50 человек будут работать в штате фонда капремонта.