Удар ниже пояса

июнь 18, 2014

Леонид Вихрев, директор школы практической журналистики ИД "Алтапресс".
Анна Зайкова

После пары  впечатляющих хуков, влепленных рекламному рынку (запреты на рекламу сначала алкогольной продукции, а затем и табачных изделий), наши неугомонные законодатели решили нанести ему еще один, контрольный удар. Правда, ниже пояса…

Сенатор от Владимирской области Антон Беляков со товарищи внесли на обсуждение законопроект, который предлагает запретить в  общедоступных СМИ рекламу ортопедической обуви, медицинских термометров, тестов на беременность, глюкометров, ингаляторов и… презервативов. Предполагается, что продвижением этих и некоторых других специфических изделий можно будет заниматься лишь в специализированных изданиях, а также на профильных выставках, семинарах и конференциях.

Поскольку законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы еще весной (и даже принят в первом чтении), можно было бы объяснить эти инициативы некоторых депутатов и сенаторов определенными сезонными обострениями.

С одной стороны, такое предположение не выдерживает никакой критики. Ну, никак не похожи наши депутаты на пациентов с известным диагнозом, у которых периодически возникает непреодолимое желание спасать Россию то от инопланетян, то от банальных зеленых чертиков, а то и от засилия презервативов…

А, с другой стороны, наблюдается просто какое-то "раздвоение" законодательной деятельности. Попытаюсь обосновать это на том же, "кондомном" примере.

Весьма похвально, что депутаты ратуют за  рекламу здорового образа жизни (в том числе и половой!) молодого поколения и  законодательно закрепляют меры по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Но в то же самое время рекламу одного из самых эффективных средств защиты предлагается "задвинуть" на страницы малотиражных специализированных изданий…
Мало того! В проекте "запретительного" закона есть  совершенно "прелэ-э-эстная" формулировка о том, что  реклама даже в этих, специализированных СМИ, не должна "способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования".

Если эти требования условно спроецировать на  другие товары и услуги, то тогда реклама автомобилей не должна "способствовать" созданию у человека  стремления купить транспортное средство, реклама шампуней должна вообще внушать отвращение к мытью волос, а рекламные ролики продуктов питания должны вызывать лишь желание сразу, прямо  с немытой головой, принять препарат от болей в желудке, реклама которого, в свою очередь, должна это желание тут же отбить…

И это я — только про презервативы! А если бы добрался еще и до градусников, то… ого-го!!!

Поэтому  закругляюсь. А "в закругление" скажу: некоторые рьяные конспирологи считают, что, выступая с подобными запретами, законодатели пытаются потрафить призывам президента о необходимости улучшения демографической ситуации в России. Но увеличивать народонаселение страны путем запрета рекламы презервативов — это примерно то же самое, что увеличивать количество погожих дней, запрещая рекламу зонтов…