июнь 29, 2014
Читатель "Ч!Г" Владимир Георгиевич поделился с нами своим видением транспортной проблемы в Барнауле и предложил вариант ее решения.
"Под социальной справедливостью я понимаю равенство возможностей. Иными словами, каждый член общества (в данном случае – житель города) должен получить равные возможности для осуществления своих потребностей, – говорит наш читатель. – Рассмотрим потребность жителя города добраться из пункта А в пункт Б. Современный человек эту потребность обычно уточняет: добраться быстро и комфортно.
Варианты реализации потребности:
Проанализируем варианты. Условия физической и финансовой доступности:
Условия времени и комфорта:
Что препятствует реализации вариантов:
Что может сделать город, чтобы снять препятствия:
Почему я пришел к таким выводам и что предпринять?
Конечно, кто-то вызывает такси, чтобы проехать 1 км. А кому-то проще пройти пешком 1–2 остановки, чем тратить время на ожидание и/или деньги на транспорт. Но пройти будет проще только в том случае, если есть тротуар. Есть места, где проезжую часть дороги отремонтировали уже несколько раз, а тротуар разваливается. Кое-где вообще нет тротуаров.
Как дать равные возможности в условиях реальности пробок на дорогах города?
Сейчас на дорогах фактически действует принцип равенства автомобилей (транспортных средств), но не пешеходов! Ограничения есть только для большегрузного транспорта, все остальные равны на дороге. А как же социальная справедливость? Как быть с социальной справедливостью при пользовании дорогами города жителями, а не транспортом?
На мой взгляд, решение очевидное: разделить потоки общественного транспорта и личного. Другими словами, для общественного транспорта предоставить отдельную полосу движения. Попробую это обосновать.
В таблице сведены данные о пассажировместимости и пространстве, занимаемом на дороге различными транспортными средствами.
Из сравнения видно, что пространство дороги используется общественным транспортом эффективнее в 5–7 раз!
Рассматривая процесс стояния в пробках по признакам быстроты и комфорта для общественного и личного транспорта, получаем: скорость движения одинаковая, комфорт выше в личном автомобиле.
А теперь социальная справедливость. Многие из тех, кто пользуется общественным транспортом, не могут себе позволить личный автомобиль или такси. То есть у них нет выбора. А у тех, кто передвигается на личном автомобиле, выбор есть: либо ехать на личном, либо на общественном.
Таким образом, выделение одной полосы для общественного транспорта и ограничение ширины дороги для личного не ухудшают показатели равенства возможностей ни для какого из трех вариантов реализации потребности.
Вывод: при недостаточной пропускной способности городских дорог для осуществления социальной справедливости жителей на право перемещения по городу нужно отдавать приоритет общественному транспорту".
Личный автомобиль - "Газель" - Большой автобус
Вместимость средняя - 2 чел. - 14 чел. - 30 чел.
Вместимость полная - 5 чел. - 14 чел. - 100 чел.
Длина ТС - 4 м - 6 м - 12 м
В перерасчете на 12 погонных метров дороги:
Кол-во ТС - 3 шт. - 2 шт. - 1 шт.
Вместимость средняя - 6 чел. - 28 чел. - 30 чел.
Вместимость полная - 15 чел. - 28 чел. - 100 чел.