июль 3, 2014
Избирательный штаб одного из кандидатов в губернаторы направил в крайизбирком заявление о давлении ряда должностных лиц на муниципальных депутатов, которым настоятельно рекомендуют ставить подписи в поддержку конкретных кандидатов. Другие же кандидаты говорят, что не сталкивались с административным ресурсом при сборе подписей. В крайизбиркоме считают какие-либо формы давления недопустимыми, но юристы разошлись во мнениях, есть здесь нарушение закона.
Выборы.
Стас Хазиев
Пока сведения об административном давлении исходили только от штаба Алексея Сарычева, который и подал 27 июня жалобу в крайизбирком. Сарычев пояснил нам, что, по его сведениям, депутатов ряда районов (Егорьевского и Немецкого национального) просили прибыть в администрацию с паспортом, после чего распределяли, кто за кого подпишется. Он ссылался на информацию, полученную лично от депутатов, ранее обещавших подставить подпись в его поддержку, но вынужденных поддержать других кандидатов, а также на обращение депутата Егорьевского района Валерия Горбунова. При этом один из подписавшихся, по словам Сарычева, даже не сразу вспомнил, кого поддержал.
В числе кандидатов, в поддержку которых чиновники тем или иным способом убеждают поставить подпись, называются Александр Милюков (партия пенсионеров России), Алексей Иванов ("Молодая Россия") и Владимир Кириллов ("Зеленые").
В то же время Олег Боронин (штаб которого только приступил к сбору подписей) говорит, что его сторонники с давлением пока не сталкивались. Андрей Щукин, чей штаб сначала сообщил о давлении в Красногорском районе, теперь говорит, что перепроверил сведения — и факты не подтвердились.
Власти при сборе подписей нам не мешают.
В штабе Сергея Юрченко до недавнего времени никаких заявлений о подобных фактах не делали, но 27 июня все же отметили, что в Залесовском районе депутаты Борисовского сельсовета организованно поехали к нотариусу заверять подписи в поддержку нескольких кандидатов (в том числе из списка тех, кто упомянут в жалобе) и убеждали присоединиться к ним депутата от КПРФ, который от этого отказался. Впрочем, о применении административного ресурса чиновниками и здесь не говорят.
Надо сказать, что число депутатов уровня районов и городских округов ограничено: 1369 (всего же в крае 7839 муниципальных депутатов). При этом из общего числа необходимых подписей (549) 136 должны принадлежать депутатам именно этого уровня. А если с запасом, то 142. И в штабе Сарычева опасаются: так как сбором занимаются восемь кандидатов, подписи районно-городского уровня будут разобраны, из-за чего их кандидат не сможет собрать нужное число и не будет зарегистрирован.
Тему эту весьма обострил депутат Егорьевского райсовета Валерий Горбунов, направивший обращение президенту, генпрокурору и другим высокопоставленным лицам об использовании административного ресурса и оказании давления на депутатов райсовета.
Накануне сессии, назначенной на 24 июня, мне позвонил секретарь администрации, она попросила приехать с паспортом.
Депутат признался, что на сессии не был. Но от коллег узнал, что они, распределившись, кто за кого подпишется (упоминались как раз те кандидаты, которых указал Сарычев в своем обращении), вместе отправились к нотариусу, который и заверил подписи. По нашей просьбе Горбунов переговорил с депутатами, присутствовавшими на сессии, согласятся ли они рассказать нам подробности этого мероприятия. Но, как пояснил Горбунов, они отказались говорить даже на условиях анонимности.
Поскольку Горбунов утверждал, что в организации сбора участвовала депутат АКЗС Ирина Солнцева, мы связались с ней. Ирина Солнцева пояснила, что приезжает на каждую сессию Егорьевского райсовета, потому что это ее район и на сессиях обсуждаются жизненно важные вопросы. Но в организации сбора она не участвовала — сидела в сторонке. Впрочем, она не стала отрицать, что в ее присутствии имело место обсуждение, кто из депутатов готов поддержать кандидата от той или иной партии. Однако процедура, по ее мнению, не нарушала законодательства.
А кандидаты Милюков и Иванов, в поддержку которых, по заявлению штаба Сарычева, собирали подписи, утверждают, что о применении подобных технологий им ничего неизвестно.
Наоборот, наши активисты говорили мне, что в Романовском районе они столкнулись с отказом ставить подписи.
Простая арифметика говорит, что необходимого количества голосов для последующей регистрации должно хватить всем кандидатам.
Еще один кандидат из "списка Сарычева" Владимир Кириллов воздержался от комментариев.
В то же время председатель крайизбиркома Ирина Акимова пояснила, что каждый депутат муниципального образования самостоятельно реализует свое право поставить подпись, осуществление давления недопустимо.
Безусловно, каждый депутат муниципального образования либо выборный глава муниципального образования самостоятельно реализует свое право поставить подпись, это не обязанность, а право депутата определиться с тем кандидатом, в поддержку которого он ставит подпись. Поэтому здесь осуществление какого-то давления каким-то гражданами, коллективами граждан, каким-то лицами безусловно недопустимо.
А вот алтайский координатор движения "Голос" Станислав Андрейчук, с которыми мы обсудили ситуацию, привел комментарии двух юристов: один усмотрел в действиях чиновников, организующих сбор подписей, незаконную агитацию, трактуя действия муниципальных служащих как поддержку выдвижения. Другой же не нашел статьи закона, которую они нарушают.
Очевидно, это пробел в законодательстве.
Добавим, что информация о том, кто из депутатов кого поддержал, поставив подпись, должна быть обнародована в обязательном порядке.