июль 4, 2014
В Алтайском крае, по данным ГУ МВД, действуют 235 народных дружин, в которых состоят 3,5 тысячи человек. Только в Барнауле на добровольных началах охраной общественного порядка занимаются около тысячи человек. Возрождаться народные дружины начали еще в 2010 году, однако до сих пор о них мало что известно, не все знают, как себя вести с дружинниками, каким требованиям подчиняться, а каким нет, каков их правовой статус.
Дружинники всегда должны быть готовы к потоку негатива. Правонарушители часто не спешат подчиняться даже сотрудникам полиции.
Барнаульская дружина работает три полных года, но до сих пор федерального документа, который бы регламентировал ее деятельность, не было. Чтобы восполнить этот пробел, в 63 регионах, в том числе в Алтайском крае, приняли региональные законы, каждый из которых по-своему трактовал права и обязанности добровольных помощников стражей порядка. В Алтайском крае работа всех существующих организаций правоохранительной направленности строилась по закону, который был принят еще в 2000 году.
Урегулировать деятельность дружинников планировали давно и в этом году ситуацию исправили: 2 апреля президент подписал Закон № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", который вступит в силу 3 июля. На последней сессии Алтайского Заксобрания депутаты начали рассматривать новый краевой документ, но примут его уже ближе к осени.
Проект закона выносился на общественное обсуждение. Изучив его, дружинники пришли к выводу, что работу не придется сильно перестраивать: она во многом соответствуют новому законодательству.
Единственная Барнаульская городская общественная организация "Добровольная народная дружина" работает с 2010 года. Ее подразделения созданы в каждом районе города, а также при управлении федеральной службы исполнения наказаний и линейном управлении МВД на транспорте. Стать дружинником может любой дееспособный совершеннолетний гражданин России, который не был судим, уличен в экстремизме и не страдает психическими расстройствами.
Перед началом мероприятия в отделе полиции №?4 УМВД по Барнаулу, из которого мы отправляемся в рейд, проходит краткий инструктаж. В зал вместе с полицейскими заходят трое в синих жилетах и с красными повязками на руке. Дружинники — две девочки и парень, на вид им по 18–20 лет, все студенты юридического отделения Барнаульского педколледжа. Худенькие и хрупкие, но в своих силах уверены: "В случае чего отпор дать смогу, — отвечают все на мой вопрос и добавляют, что совсем не боятся, — интерес к такой работе пересиливает страх".
Не сомневаются в своих сотрудниках и в руководстве ДНД. Таких студентов, как эти трое, в дружине большинство. По словам члена городского штаба "Добровольной народной дружины" Владимира Бертенева, в таком комплектовании они видят плюсы. Бертенев признается: сначала хотели, чтобы было больше мужчин: "Из тысячи человек 50% — это молодежь в возрасте 18–35 лет. Из них процентов 70 — студенты, остальные ветераны боевых действий. Еще 50% — пенсионеры и бывшие сотрудники органов внутренних дел. Сейчас мы поняли, что и девушки справляются очень даже неплохо, они более ответственные. Да и само их присутствие по-другому располагает полицейских, подтягивает дисциплину. Новый закон обязывает страховать жизнь и здоровье дружинников, но еще до его принятия барнаульские сотрудники ДНД были застрахованы. А желающие могли бесплатно заниматься в двух городских клубах спортивной направленности, где учат приемам самообороны", — рассказывает он.
Новый закон об общественном порядке устанавливает еще целый ряд положений, защищающих народного дружинника. Если сейчас человека с повязкой на рукаве можно ослушаться, то после принятия закона не выполнить его требования будет нельзя. Правда, если дружинник потребует у вас паспорт, то вы имеете полное право ему в этом отказать. Но если он попросит вас подойти к стоящему неподалеку сотруднику полиции, то придется подчиниться. Если хулигану сделали замечание и он продолжает бесчинствовать, то его могут привлечь к административной ответственности. На вызов дружинника полиция приезжает, как правило, в течение нескольких минут.
Хотя дружинников и не приравняют к полицейским, но во время исполнения обязанностей они будут находиться под защитой государства.
Владимир Бертенев отмечает, что во всем должна быть разумность. Как со стороны дружинника, так и со стороны граждан: "Мы нацеливаем молодежь на то, чтобы они всегда применяли принцип разумности. Если он студент, не находится в рейде и видит, как буянит компания взрослых мужиков, то, конечно, ему не нужно самому вмешиваться. Лучше вызвать полицию".
Короткий инструктаж перед рейдом, на котором раздают задания, озвучивают составы групп и маршруты, тоже заканчивается пожеланием помнить о личной безопасности и быть вежливыми в обращении с гражданами.
В этот рейд дружинники отправляются в центр города, где молодежь часто курит на территории учебных заведений. Но остановка случается раньше. На крыльце общежития АлтГТУ, которое тоже является территорией учебного заведения, курят сразу несколько компаний. По закону такое правонарушение карается штрафом 500 рублей.
Увидев полицейских, кто-то старается незаметно бросить сигарету, а кто-то даже не знает, что нарушает закон, и вступает в перепалку. По-разному реагируют и на дружинников. Но раскаяния или стыда правонарушителей перед представителями общественности меньше всего. Только неприятные взгляды и окрики. Спрашиваю: уже привыкли к такому отношению?
Неприятно, конечно, когда над тобой смеются, когда сталкиваешься с негативом. А многие молодые люди, когда видят жилетку и повязку, начинают спрашивать: вы вообще кто такие и что вам нужно.
А я с самого начала на это никак не реагирую. Я выбрала для себя такой путь: помогать обществу. А если они выбрали для себя другой путь, это их дело. Я думаю, что если бы они пошли в дружину, то посмотрели бы на это другими глазами.
В это время у передвижного пункта полиции набирается целый "букет": курили на крыльце и парни, и девушки. Пока полицейские оформляют протоколы, спрашиваю у Татьяны: а твоя помощь обществу в чем заключается? Пока она подбирает слова, Юлия ее опережает, в голосе даже чувствуется обида:
— Нас всегда приглашают на важные мероприятия как представителей общественности. Например, только в этом году я участвовала в ночном рейде по нелегальным казино, с наркоконтролем проверяли ночные клубы. Мы регулярно проводим беседы с несовершеннолетними правонарушителями, по заданию полиции закупаем алкоголь после 21.00, чтобы выявить нарушителей и оштрафовать их. Я чувствую, что мы приносим пользу. В первую очередь, наверное, сотрудникам полиции. Они нуждаются в понятых: нам могут позвонить среди ночи и пригласить поучаствовать в следственных действиях, потому что знают: мы не откажем, если нужно, потом придем в суд. Для нас это тоже практика — мы учимся составлять протоколы.
Адресую тот же вопрос представителю полиции: чем могут помочь девушки в таком нелегком деле. Начальник отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 4 УВД по Барнаулу капитану полиции Максим Бугров объясняет, что работы дружинникам всегда хватает. Они взаимодействуют со многими службами. Кроме того, при выявлении правонарушений и преступлений всегда нужны гражданские лица, которые могут быть понятыми.
— Чтобы юридически верно задокументировать любое правонарушение, обязательно нужна доказательная база. Даже то, что они присутствуют при выявлении правонарушения и пишут объяснения, дает нам уверенность: если человек обратится с завлением о том, что его необоснованно оштрафовали, дружинники выступят свидетелями.
— И все же, — не унимаюсь я, — дружины — это пережиток прошлого или назрела реальная необходимость?
Владимир Бертенев объясняет, что решение создать дружину приняли, когда поняли, что она нужна городу.
— В Советском Союзе не было таких правонарушений, и законы были пожестче и исполняли их лучше. Если девушки сейчас побаиваюся пройтись вечером по улице, то, значит, нужно, чтобы их кто-то охранял. На месте дело не стоит, мы многое делаем. Порой задумываешься, а есть ли результаты. Потом посмотришь на город другими глазами — результаты видны. У нас стали чище улицы, молодежи на лавочках, которая пьет спиртное, стало меньше. Город даже душевно стал чище, — рассуждает он. Вот и за этот рейд 10 человек как минимум узнали, что нарушили закон, и ответят за это рублем.
Но все-таки современные дружинники не хотят быть похожими на своих советских предшественников. Татьяна рассуждает: "У нас сейчас другое мышление. Тогда не так были распространены наркотические вещества, сигареты, не было алкоголя, доступного для подростков в таком количестве. Сейчас, мне кажется, если нам дадут какие-то дополнительные полномочия, мы сможем все это предотвратить и как-то помочь", — уверена девушка.
Но все же помощь обществу в ответах молодых дружинников пока уступает место интересу и возможности в будущем иметь преимущества перед другими соискателями на должности в органах внутренних дел.
Когда мы создавали дружину в 2010 году, даже не знали, каким путем она пойдет, как ее воспримут горожане и молодежь, как нас воспримут правоохраниетльные органы и как организвать с ними взаимодействие. И вот за три года в нашей организации без малого тысяча членов.
Новый закон предусматривает следующие формы участия граждан в охране общественного порядка: участие граждан в поиске пропавших без вести, внештатное сотрудничество с полицией, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Теперь дружинники могут требовать прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Дружинникам выдаются удостоверения и форма. Они проходят специальную подготовку. Будет создан региональный реестр, после внесения в который организации смогут участвовать в охране общественного порядка.
За первый квартал 2014 года барнаульские дружинники совместно с сотрудниками полиции провели 46 рейдовых мероприятий, выявили 269 правонарушений, провели 452 профилактические беседы.