июль 4, 2014
Московский журналист и общественный деятель Павел Пряников несколько лет назад разбил огород прямо в центре столицы — на заброшенном уголке на улице Пятницкой. Там он выращивает тыкву, редьку, помидоры, чечевицу, крыжовник. По его мнению, огород — один из главных признаков честного человека, лучший способ борьбы с кризисом и даже исток для формирования гражданского общества в России.
В последнее время и моя барнаульская френдлента в фейсбуке все чаще пестрит фотографиями и разговорами про дачи — .
Лично я тягу к борьбе за урожай не разделяю и всякий раз привожу огородникам экономические аргументы. Два года назад в другой своей колонке я писал, что никакой финансовой выгоды выращивание картошки на своем огороде не приносит. На химию для обработки кустов от колорадского жука, бензин, чтобы добраться до дачи, и прочие вещи уходит гораздо больше денег, чем на покупку осенью уже выращенной картошки у фермеров. Если посчитать альтернативные издержки (время, потраченное на манипуляции с посадками, здоровье, убиваемое на грядках), то выращивание картошки на шести сотках — даже убыточно. То же самое могу сказать про морковку, свеклу и многие другие овощи.
Последние несколько лет я пытаюсь убедить в этом своих родителей. Привожу расчеты, обещаю закупить осенью морковь, свеклу, картошку. Но каждую весну на участке вместо газонной травы в очередной раз вырастают грядки, лунки и рядки. Вплоть до последнего свободного квадратного сантиметра земли. Экономические аргументы, увы, оказываются бесполезными.
Приходится признавать, что природа тяги к земле не имеет прямой связи с финансовой выгодой, а покупка участка — это не только рациональный расчет. Но если для старшего поколения земля — уже не кормилица, а скорее многолетняя привычка, то новое поколение тридцатилетних дачников, внезапно ринувшихся за своими шестью сотками, не только не ищет способа прокормить семью, но и признает, что дача нужна им для того, чтобы отдохнуть, обособиться от того, что происходит вокруг.
Симон Кордонский в статье "В реальности и на самом деле" объясняет природу этой тяги тем, что советский и постсоветский человек привык вести распределенный образ жизни — между городской квартирой, дачей, погребом, сараем и гаражом, потому что так ловчее убегать от государства. Россияне исторически не доверяют людям, которые находятся у власти, однако предпочитают не бороться с ними, а уходить в другую — свою — реальность. Активность государства, зачастую выраженная в репрессиях и административных ограничениях на жизнь, толкает и постсоветского человека на внутреннюю "эмиграцию" в свои относительно замкнутые миры особняков, квартир, дач и бань. Так коттедж за высоким забором или домик с приусадебным участком на шести сотках становятся не только маркером статуса или средством пропитания, а островком свободы.
Кордонский написал статью еще в 2001 году, но 13 лет спустя его выводы даже актуальнее. Ведь разговоры в фейсбуке про дачи соседствуют с постами про очередные запреты и войну и выглядят как попытка отгородиться от происходящего в стремлении сохранить себя.