Дорогие шесть соток. Почему в Барнауле снова растет спрос на дачные участки

июль 4, 2014

В летнюю жару, когда в городах плавится асфальт, а те, у кого в машине нет кондиционера, рискуют угореть в вечерних пробках, особенно хочется на дачу. В последние годы загородные участки снова пользуются спросом. Старшее поколение по-прежнему возделывает урожай, молодое — покупает сад как не самое дорогое место отдыха. Но и не самое бюджетное — большинство предложений в Барнауле находятся в диапазоне 100–300 тыс. рублей, есть и объекты стоимостью 10 млн. рублей. Наша газета разбиралась, где, за сколько и зачем покупают дачи в окрестностях краевого центра.

Молодое поколение приобретает дачи как место для семейного отдыха.

Молодое поколение приобретает дачи как место для семейного отдыха.
Анна Зайкова

В иностранных языках есть целый ряд русских слов, которые не имеют перевода и пишутся через транслитерацию. Например, kasha, izba, borsch. Их сложно перевести на другой язык, потому что, как правило, это исключительно российские явления, которые не имеют точных аналогов за рубежом. В этом ряду и слово dacha.

Для большинства иностранцев русские дачи и огороды действительно экзотическое явление. В США и так население в основном живет на земле, во многих странах Азии до сих пор на ней работает, а в Европе загородные участки — это скорее поместья, чем наши пролетарские шесть соток.

Несколько лет назад казалось, что и в России "дача", "огород" и "сад" постепенно становятся историзмами — словами, обозначающими названия существовавших когда-то, но исчезнувших явлений. Для богатеющих и получивших доступ к кредитам россиян огород перестал быть средством пропитания. Где-то на рубеже нулевых в садоводствах появлялись заброшенные участки — огороды с домиком и баней можно было купить почти даром. Но, похоже, мода на дачи снова возвращается. Главный двигатель спроса — не пенсионеры, а молодое поколение тридцатилетних. Им земля нужна не для бесконечной пахоты на грядках, а скорее как место семейного отдыха.

Тридцатисемилетний барнаулец Максим Наздряков серьезно задумался о покупке дачи этой весной.

Максим Наздряков,
барнаулец:

Просто потянуло к земле. Захотелось посидеть на природе, переночевать. Но самое главное — в городе негде погулять с детьми. А на даче — раздолье.

Поиски своих шести соток Максим начал по объявлениям. "Возможно, это неклассический способ — я не обращался к посредникам, просто открыл сайты в интернете, начал обзванивать. Везде отвечали сами собственники", — рассказывает Наздряков.

Некоторые будущие дачники поступают еще проще — просто приезжают в понравившееся садоводство. Заходят в правление и спрашивают, какие участки выставлены на продажу. Или обходят дачный массив в поисках объявлений о продаже на заборе.

Стихийный рынок

На самом деле все это вполне традиционные способы поиска дачных участков, уверена Марина Ракина, президент Союза риэлторов Барнаула и Алтайского края. По ее словам, риэлторами этот рынок практически не охвачен — он им просто неинтересен.

Марина Ракина,
президент Союза риэлторов Барнаула и Алтайского края:

Конечно, пока это стихийный рынок. Некоторые риэлторы пытаются навести здесь порядок, но это сложно. Да и невыгодно — специалисту есть смысл работать с дачей стоимостью от 500 тыс. рублей. Тогда можно заработать на комиссии. К тому же то ли дело показывать объекты в городе, а то ли мотаться по убитым дорогам в садоводствах.

Этот рынок сложно назвать цивилизованным и потому, что пока в этом секторе нет специального закона, который защищал бы права покупателей. Марина Ракина говорит, что сейчас земля в большинстве садоводств узаконена, поэтому дачники уже не сталкиваются с серьезными проблемами при оформлении сделки.

Но до сих пор продавец и покупатель часто поступают по старинке — просто ударяют по рукам. Максим Наздряков рассказывает, что свой участок приобрел примерно таким образом — отдал прежнему владельцу деньги, получил ключи и стал членом дачного кооператива. "Со временем планирую приватизировать эту землю. Цена вопроса — 8–10 тыс. рублей", — говорит Максим.

Другая проблема — отсутствие какой-либо градации между садоводческими товариществами.

Геннадий Малков,
директор агентства недвижимости "Дом":

Здесь сложно привести предложения в какую-то систему. В одном садоводстве могут быть разбитые хибары и хорошие дома, в которых можно жить круглый год. К тому же не во всех садоводствах есть вся инженерная инфраструктура — где-то нет электричества или нормального водопровода. Так что пока сложно назвать это рынком.

По словам Малкова, из по-настоящему интересных дачных поселков можно выделить массив в Баюновских Ключах под Барнаулом. "Это популярное место, там есть вся инфраструктура, состав владельцев примерно однороден, — говорит Малков. — Здесь владеют дачами довольно известные барнаульцы, все друг друга знают, ходят в гости".

Цена может падать

Сколько стоит дача в Барнауле? На сайтах объявлений в интернете цена на пригородные дачные участки начинается примерно от 25 тыс. рублей. Как правило, это участок в пять соток с ветхой постройкой в нескольких десятках километров от Барнаула. Если в пределах города, то за эти деньги можно купить только землю без построек.

"Нормальные дачи в черте города стартуют от 100 тыс. рублей, — рассказывает Максим Наздряков. — За 150 тыс. рублей на участке будут дом с баней. За 200 тыс. рублей можно найти уже очень хороший вариант. А самые дорогие предложения, когда я искал, были за санаторием "Обь" — около 2,5 млн. руб­лей".

В итоге сам Наздряков остановился на бюджетном варианте — приобрел участок за Затоном. "Садоводство полузаброшенное, света нет, но есть старый домик, баня, шесть соток, — говорит Максим. — От дома всего 13 км, при этом можно уединиться и отдохнуть".

Кстати, 2,5 млн. рублей за барнаульскую дачу — это не предел. На интернет-сервисе объявлений Avito можно найти предложения по 3–5 млн. рублей. Но фактически это уже не дачи, а загородные дома, где можно жить круглогодично.

Например, за 5 млн. руб­лей выставлена дача в садоводстве "Вагонник-2" в 30 км от Барнаула. На участке в 8 соток стоит двухэтажный дом из бруса площадью 84 кв. м. Дом отапливается, вода и свет — круглый год. Также есть баня, беседка, гараж, теплица, хозпостройки.

А . Объявление опубликовано на сайте "Недвижимость Алтай". Объект находится на горе, недалеко от базы "Авальман". Участок занимает 29,5 сотки. На них расположены баня с сауной и зоной отдыха, а также двухэтажный старинный дом, который, правда, требует реконструкции.

В агентстве, занимающемся продажей данного объекта, заверили, что здесь проведены все коммуникации – электричество, водопровод, канализация, газ. Риэлтор уточняет, что огород здесь специально не разбивали, потому что объект больше предполагается для отдыха, чем для садоводства.

Но основная часть объявлений о продаже дач в Барнауле представлена в ценовом сегменте 100–300 тыс. рублей. Как правило, это участок в 6–7 соток, небольшой домик (часто кирпичный), баня, дворовые постройки, а также доступные свет и вода на лето.

Геннадий Малков предполагает, что в ближайшее время дачные участки в пригороде Барнаула могут упасть в цене. Причина — рекордный паводок. "Многие садоводства оказались под водой, даже если не находились в традиционной зоне подтопления. Сейчас от них начнут избавляться, будут активно скидывать цены — это повлияет и на те участки, которые не были в зоне паводка", — говорит Малков.

Кстати, участок Мак­сима Наздрякова тоже попал в зону затопления — вода там стоит до сих пор. Но новоиспеченный владелец дачи не расстраивается: "В этом году мы все равно не делали никаких посадок. А вода скоро у­йдет. Но главное — детям здесь нравится".

Справка

22% жителей России проведут свой отпуск на даче. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 46% россиян в принципе не собираются куда-то выезжать летом. Только 9% россиян на время своего летнего отпуска отправятся на Черное море, 6% поедутза границу, чуть меньше 1% посетят Прибалтику.

Почти половина жителей России, которые решили остаться дома, объяснили свое решение нехваткой средств.