февраль 11, 2008
У Алтайского края наконец-то появился собственный зарегистрированный товарный знак. 8 февраля пресс-служба администрации региона официально презентовала его на своем сайте. Реакция со стороны профессиональных дизайнеров последовала незамедлительно. Они поставили новому творению жесткий и безнадежный диагноз - непрофессиональный, низкокачественный продукт, не способный решать поставленные перед ним задачи.
Представленный знак - это сплетенные в виде треугольника три круга с венчиком из лепестков подсолнечника на вершине. Изображение уже зарегистрировано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Его правообладателем стало краевое Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Предполагается, что утвержденный торговый знак будет использоваться для демонстрации и продвижения продукции алтайских товаропроизводителей на выставочно-ярмарочных мероприятиях. По задумке администрации он должен будет повышать конкурентоспособность нашего бизнеса на инорегиональных рынках. Эти надежды властей вполне отвечают идее регионального брэндинга, одна из целей которого - привлечение инвесторов. Однако опрошенные «ВД» эксперты полагают, что новый товарный знак, призванный олицетворять конкурентные преимущества Алтая, несостоятелен. Причем по всем параметрам.
Вот как оценивает дизайн знака арт-директор ИД «Алтапресс» Алексей Шелепов: «Работа крайне низкого профессионального качества. В ней не прочитывается заложенная легенда, она не несет никакой эмоции. И вообще, желто-черные круги в такой композиции и пропорциях - это скорее знак радиоактивной опасности!». «Знак недопустимо схож со знаком химической опасности, - соглашается с коллегой Андрей Пуртов, руководитель московской студии ArtGraphics.ru, главный редактор журнала Identity, авторитетного российского издания о графическом дизайне. - Идея слаба. Фактически ее вообще нет, потому что считывается совсем не то, что расписано в пресс-релизе. Шрифтовое решение не эмоциональное, безликое, не отражающее ценности и красоту Алтайского края».
Александр Целовальников, член Алтайской организации Союза дизайнеров России, высказывается еще жестче и проводит параллели с другими графическими произведениями, олицетворяющими регион: «Сначала «умыли» народ эмблемой 70-летия края. Затем вместо портрета Шукшина на эмблеме краевого драмтеатра поставили нечто невменяемое из латинских литер «T» и «D». И вот теперь этот «подсолнечный» пассаж на тему рериховского «Знака знамени Мира»!».
Автором презентованного образа, как сообщили «ВД» в управлении по развитию предпринимательства, является сотрудник администрации края. Правда, его фамилию нам никто не сообщил. Вместе с тем в крае есть специалисты, которые не один десяток лет профессионально занимаются разработкой товарных знаков. Ни один из них не был привлечен к работе над проектом «Золотого Алтая». «Елы-палы, Александр Богданович! – эмоционально обращается Александр Целовальников к губернатору, по пожеланию которого и был придуман знак. - Такие проекты надлежит поручать профессионалам высокого уровня, а не тем, кто только на парте хорошо рисовал! В крае давно успешно работают Алтайские организации Союза дизайнеров России и Союза художников. В гуманитарных вузах не первый год существуют факультеты дизайна. Конкурс с именитым составом высокопрофессионального жюри - демократичный и единственно правильный путь решения подобных задач! Можно было обратиться в оргкомитет сочинской Олимпиады и поинтересоваться, как там проводился конкурс по созданию эмблемы «Сочи-2014».
Рассуждая о том же, Андрей Пуртов ставит нашему знаку неутешительный диагноз. «Чиновникам, очевидно, невдомек, что знак должен передавать целевым аудиториям некие ощущения, эмоции, которые предварительно должны быть определены и заложены в платформу брэнда как его основные ценности, - говорит он. - Если знак будет коммуницировать эти ценности - он может быть назван удачным. А вот если эти ценности вообще никем не выявлялись и не определялись, а знак делался просто «на коленке», на уровне личных вкусовых предпочтений чиновников, то это, господа, называется не иначе как вопиющий непрофессионализм. Маркировка чего-либо подобным знаком находится на уровне постановки клейма на шкуру коровы: «Смотрите все! Сия корова принадлежит нам!» А вот что хотели сказать авторы и те, кто утверждал знак, о бизнесе Алтайского края и его уникальных чертах - все это осталось за кадром».
Впрочем, это мнения и эмоции специалистов в области дизайна. Вряд ли руководители алтайских компаний откажутся представлять свою продукцию на едином стенде под маркой «Золотой Алтай». Тем более по призыву краевой администрации.