июль 14, 2014
Рынок грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонны переживает ощутимый спад. Так, в 2013 году продажи в Алтайском крае упали более чем на 22%, в I квартале 2014 года — на 15%. При этом за последние годы рынок стал более насыщен предложением — в регион зашли дилеры почти всех крупных марок. Однако почти никто из них пока не видит предпосылок для остановки рецессии и роста продаж.
Конкурс молодых водителей грузовиков в Барнауле.
sibscan.ru
По данным аналитического агентства "Автостат", за 2013 год на территории края купили 882 новых грузовика. Годом ранее — 1 135. Разница составляет 22,3%. Это более глубокое падение, чем в Сибирском федеральном округе (СФО) в целом (-17,1%) и по России (-14,3%).
Существенно ситуация не изменилась и по итогам января – апреля 2014 года. Так, в Алтайском крае за I квартал продали 244 машины (в I квартале 2013 года — 287, падение составило 15%). За это же время рынок СФО упал на 9,6%, по стране в целом — на 14,8%.
В числе лидеров продаж — отечественные марки (см. таблицы). В крае они заняли весь "пьедестал": на первом месте КамАЗ, за ним ГАЗ и МАЗ. Попал в десятку и "Нефтекамский автозавод", "дочка" КамАЗа. На падающем рынке именно эти производители показали более-менее стабильные показатели продаж. А вот "Скания", "Хендай", "Ман", "ДАФ" и "Мицубиси" потеряли более 20% каждый.
Кстати, доля отечественных грузовиков увеличилась за 2013 год с 39,4% до 48,9%. Участники рынка объясняют это тем, что с осени 2012 года иностранные производители должны при ввозе платить утилизационный сбор. Это заставило дилеров переписать ценники иномаркам на 150–500 тыс. рублей. Естественно, в сторону повышения.
В целом структура продаж в Алтайском крае не так сильно отличается от картины по СФО и России. Но определенные особенности все же есть. Скажем, у нас на седьмой строчке по итогам 2013 года находится японская марка Hino, которая в целом по стране даже не вошла в первую десятку. В алтайский топ-10 попали еще "ДАФ" и "Мицубиси", которые не входят в первую десятку ни в СФО, ни по стране в целом. Зато у нас не имеют таких сильных позиций "Урал", "Вольво", "Мерседес" и китайский "Шэньси".
Если всего 10 лет назад в Алтайском крае были дилеры лишь отечественных КамАЗа, ЗИЛа и МАЗа, то за последние годы на рынок пришло немало продавцов импортных грузовиков. Теперь у нас представлена вся "европейская семерка", а также азиатские марки — "Тата", "Дунфэн", "Хино", "Хово" и другие. Большинство участников рынка признают: конкуренция в регионе значительно усилилась.
Вместе с тем уходит в прошлое эпоха самостоятельного пригона грузовиков из-за границы. "Раньше их таскали из Америки и Европы. Практически все они были подержанные, с бешеным расходом топлива. Теперь же стало проще и выгоднее купить авто у местного дилера, а не возить старье из-за границы", — говорит Наталья Рондова, представитель компании "Алт Авто" (дилер "Ман" в Барнауле).
По ее словам, причину столь высокой доли автомобилей отечественных производителей нужно видеть в том числе в господдержке: органы власти при обновлении автопарка объявляют тендеры именно на отечественные машины. "Многие бы и хотели купить иностранный грузовик, но они не могут это сделать", — подтверждает ее слова Дмитрий Вершинин, руководитель отдела продаж компании "Алтайскан", официального дилера "Скании".
Брать отечественную технику людей заставляет еще и привычка, уверены некоторые игроки рынка. Считается, что наш грузовик намного легче починить в пути. При этом на такой показатель, как стоимость эксплуатации, мало кто смотрит, больше обращают внимание на первоначальную цену покупки. А здесь у МАЗов и КаМАЗов явное преимущество.
Хотя в сегменте недорогой грузовой техники отечественных производителей начинают теснить китайцы. Они все активнее развивают дилерскую сеть, улучшают сервис. Становятся более доступными запчасти. "Китайцы — наш самый опасный конкурент. С их появлением наши продажи сократились, — признает Александр Находкин, менеджер по продажам компании "АлтайМАЗСервис". — До кризиса 2008 года у них было две-три фирмы на мировом рынке, сейчас — намного больше. Потихоньку они забирают нашу долю. Когда доллар стоил 32 рубля, их цены были на уровне наших. Сейчас ситуация для нас получше".
Пока "китайцев" берут с опаской, признается Аркадий Иванов, директор компании "Кама-Сервис", торгующей грузовиками "Дунфэн", "Шэньси", "Тата" и "Хендай". "Тягачи — под вопросом, а вот в сегменте самосвалов у китайцев есть неплохие перспективы. КамАЗу будет тяжело", — говорит он. По словам других участников рынка, пока "китайцев" покупают под недолгосрочные проекты, когда нет необходимости эксплуатировать технику долгие годы.
Опрос участников рынка показал, что цены на грузовые автомобили растут стабильно. "Например, седельный тягач, который стоил в прошлом году 3,6 млн. рублей, теперь продается за четыре. Но этот рост не больше, чем в прошлом году и ранее", — говорит Наталья Рондова.
Основной причиной роста цен дилеры называют ослабление курса рубля. Это влияет даже на отечественные марки, ведь они используют импортные комплектующие. Однако в качестве главного фактора падения продаж рост цен никто не называет. В основном продавцы пеняют на экономическую ситуацию в стране и крае — в частности, ведь этот рынок — важный индикатор развития деловой сферы. Нет активности — нет и потребности в технике.
Опрос также показал, что большая часть продаж (50–70%) идет в лизинг. Много техники продают в кредит (30–50%), а доля продаж за наличные редко где превышает 20%.
Все дилеры единодушны в том, что обновление грузового автопарка в Алтайском крае проходит с низкой интенсивностью. И предпосылок к тому, чтобы продажи прекратили падать и начали расти, мало. "Спрос возрастает при возникновении сложных ситуаций, таких как наводнение этого года. Сейчас будут тендеры по восстановлению дорог, будет спрос на самосвальные сцепки", — предполагает Наталья Рондова. Дмитрий Вершинин считает, что рассчитывать на это не стоит, и напоминает, что, например, миллиардный тендер на ремонт 16 км Чуйского тракта выиграл новосибирский "Сибмост", поэтому велика вероятность того, что и в дальнейшем деньги будут уходить в соседние регионы, в том числе — средства на покупку техники.
Среди основных сдерживающих факторов он называет также ограничения в сфере грузоперевозок. "Сейчас усилили контроль на дорогах, штрафуют за перевес. Мы могли бы пускать автопоезда как в Европе, но наши дороги не позволяют этого сделать. Бизнес готов возить больше, но государство не даст ему сделать это, иначе “РЖД” потеряет прибыль", — говорит Вершинин.
По данным все того же агентства "Автостат", сейчас около 68% грузовиков и 36% легких коммерческих автомобилей в России старше 15 лет. "Вы посмотрите, на каких машинах многие работают. Они уже сами себя съедают, у них расход уже более 40 литров на 100 км. Это нонсенс, но сегодня некоторые коммерческие грузовики ходят с бензиновым двигателем, — говорит Геннадий Кормильцев, гендиректор холдинга "АлтайГАЗавтоцентр". — Правительство вынашивает идею ограничить срок эксплуатации автобусов и грузовиков. Я считаю, что это правильно, — кроме экологии, безопасности и стимулирования отрасли это еще и снижение затрат на содержание автопарка. Деньги-то надо считать".
Однако пока такие меры не приняты, предприниматели зачастую берут подержанные автомобили. "Новые покупают в основном те, кто имеет крупный устойчивый бизнес. И берут комплексно, как “Мария-Ра”, закупившая сразу много “Мерседесов”", — говорит Аркадий Иванов. По его мнению, если бы газопровод в Китай вели все-таки через наш край, это внесло бы оживление на рынок.
Пока же таких крупных проектов нет, и падение продаж грузовиков продолжается.
По данным сайта Avito, самым востребованным грузовиком на вторичном рынке является КамАЗ (более 37 тыс. запросов в месяц). Следом идут МАЗ (16 тыс.) и ЗИЛ (12 тыс.). Из иномарок лидирует "Мерседес" (8,5 тыс.).
Марка |
Количество |
Динамика, % |
Всего |
882 |
-22,3 |
КамАЗ |
174 |
-9,8 |
ГАЗ |
128 |
0,8 |
МАЗ |
91 |
-7,1 |
"Скания" |
66 |
-20,5 |
"Хендай" |
66 |
-20,5 |
"Ман" |
42 |
-74,5 |
"Хино" |
41 |
-16,3 |
НефАЗ |
39 |
30 |
"ДАФ" |
32 |
-30,4 |
"Мицубиси" |
27 |
-35,7 |
Марка |
Количество |
Динамика, % |
Всего |
11?250 |
-17,1 |
КамАЗ |
2990 |
-1,2 |
ГАЗ |
1200 |
0,9 |
"Скания" |
880 |
16 |
МАЗ |
780 |
-21,7 |
"Хендай" |
760 |
-35,3 |
"Шэньси" |
540 |
-43,2 |
"Урал" |
490 |
-37,9 |
"Вольво" |
490 |
-22,5 |
"Ман" |
420 |
-40,3 |
"Хино" |
400 |
32,6 |
Марка |
Количество |
Динамика, % |
Всего |
109?300 |
-14,3 |
КамАЗ |
31?640 |
0,3 |
ГАЗ |
11?360 |
-2,2 |
МАЗ |
9840 |
-29,5 |
"Ман" |
6490 |
-15,7 |
"Скания" |
6410 |
4,7 |
"Вольво" |
6050 |
-21,1 |
"Хендай" |
5820 |
-21,5 |
"Мерседес" |
4180 |
-12,2 |
"Урал" |
4040 |
-17,5 |
"Шэньси" |
3670 |
-46,2 |
Источник: аналитическое агентство "Автостат".