июль 29, 2014
Уже в следующем году у молочной отрасли России может появиться новая программа развития. Документ, разработанный отраслевым объединением "Союзмолоко", сейчас проходит всестороннее обсуждение. Предполагается, что за шесть ближайших лет поддержка молочной отрасли увеличится в разы. Главный вопрос, который сейчас волнует общественников: пойдет ли на этот шаг государство. Пока правительство и лично президент относятся к инициативам "Союзмолоко" достаточно лояльно.
Молоко.
Лидия Соколова
Парадоксальная ситуация складывается в последние годы в отечественной молочной отрасли. По данным Минсельхоза России, в 2013 году поддержка этого сектора возросла и составила в общей сложности почти 15 млрд. рублей. Однако желаемых результатов это не принесло: в стране снизилось как поголовье скота, так и общий объем производства молока. По прогнозам "Союзмолоко", если ситуацию коренным образом не изменить, уже к 2020 году в стране сырого молока станет еще на 3 млн. тонн меньше.
По задумкам объединения, "перезагрузить" молочную отрасль должна новая программа развития, которая включает несколько новых форм поддержки. Например, с 2017 года предлагается ввести несвязанную поддержку (на 1 стойло-место с коровой). И к 2020 году увеличить ее долю в общем объеме помощи до 34%, одновременно снизив долю непопулярной у фермеров субсидии на килограмм товарного молока. Кроме того, в проекте значится создание молочной саморегулируемой организации (СРО) и автоматизированной системы сбора данных от хозяйств. Официальная статистика, по мнению "Союзмолоко", не отражает объективной картины.
Молочники рассчитывают, что к 2020 году государственная поддержка их отрасли возрастет до 80 млрд. рублей. Для отечественного сельского хозяйства — астрономическая сумма. По этой причине многие скептики полагают, что даже если документ и будет принят, статьи расходов в нем существенно сократят. К 1 октября Минсельхоз должен представить первые предложения по реализации данной программы.
Основные вызовы отрасли
В России сохраняется высокий уровень процентных ставок по кредитам
Средняя ставка по кредитам для сельхозпроизводства в 2010–2011 гг., %
* 6–7% субсидируемая доля процентной ставки.
При этом молочное животноводство — крайне инвестиционноемкий бизнес
Необходимые инвестиции на 1 рубль выручки, рублей
Высокие затраты не позволяют получить прибыль без субсидий.
Показатели на 2013–2014 гг., (руб./л молока)
В себестоимость входят:
Молочная отрасль России — это более 21 тыс. предприятий, включая более 20 тыс. производителей сырого молока;
2 млн. личных подсобных хозяйств (ЛПХ);
более 1,5 млн. человек, занятых в отрасли, или около 2% от всех занятых в России;
около 180 млрд. рублей ежегодных налоговых поступлений в государственный бюджет предприятий молочной отрасли, в том числе 45 млрд. рублей налога на прибыль и НДС, а также 135 млрд. рублей НДФЛ и страховых взносов.
Срок реализации: 2015–2020 гг.
Объемы господдержки, млрд. руб.
Планируемые результаты
По оценке экспертов, низкая эффективность обходится молочной отрасли в 37 млрд. рублей в год.
Топ-15 регионов — лидеров по объему производства молока, тыс. тонн
15 регионов производят больше половины сырого молока в стране, при этом эффективность производства варьируется значительно, особенно в товарном молоке
Топ-10 стран, на которые приходится 57% всего производства сырого молока, млн. тонн (2012 год)
Россия входит в число стран-лидеров по производству молока, но по доле товарного молока и средней продуктивности на одну корову значительно уступает как развитым, так и целому ряду развивающихся стран.
Доля товарного молока (реализованного на собственную переработку), % (2012 год)
Средняя продуктивность на одну корову, тонн (2012 год)
Создание саморегулируемой организации участников молочной отрасли (СРО)
Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 5,1 млрд. рублей (100% отрасль).
2015 год. Определение и законодательное утверждение полномочий СРО. Это техническое регулирование, контроль качества, ценовое регулирование, сбор данных, образование, маркетинг. Определение и законодательное утверждение правил финансирования деятельности СРО за счет (обязательных) взносов с литра товарного молока от производителей и переработчиков.
2015–2016 гг. Регистрация организации в качестве СРО и начало деятельности.
Ожидаемые результаты: доля участников отрасли, вступивших в СРО, должна увеличиться с 50% в 2015 году до 95% в 2020 году.
Я полагаю, что такое молочное СРО будет нежизнеспособным. Во-первых, предприятия нашей отрасли инертны. Во-вторых, взносы в размере четырех копеек с литра товарного молока кому-то могут показаться большими. Ведь есть крупные хозяйства, а есть маленькие фермы, возможности которых ограничены.
Создание автоматизированной системы сбора данных от отдельных хозяйств
Срок реализации: 2014–2020 гг. Расходы: 0,5 млрд. рублей (50% — СРО, 50% — государство).
2014 год. Определение перечня собираемых от производителей молока данных и периодичности сбора. Рекомендовано ежеквартально собирать информацию о показателях производства и реализации, поголовье, основных фондах, финансовых показателях деятельности.
2015 год. Принятие законодательных норм, обязывающих всех производителей молока, претендующих на получение господдержки, предоставлять утвержденный перечень информации.
2015–2016 гг. Разработка и запуск системы автоматизированного сбора и анализа информации силами СРО.
2017 год. Координация с системой идентификации скота.
Ожидаемые результаты: доля производителей товарного молока, установивших систему автоматизированной отправки данных с 30% в 2016 году до 95% в 2020 году.
В настоящий момент объективной картины происходящего в молочной отрасли действительно нет. Однако я не уверен, что новая система сбора данных каким-то образом сможет это исправить. В любом случае на каком-то этапе информация будет искажаться.
Субсидирование части процентной ставки по текущим инвестиционным кредитам
Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 82 млрд. рублей (100% государство).
2015–2020 годы. Выполнение обязательств по субсидиям процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2015 года.
Ожидаемые результаты: объем товарного молока в существующих сельхозорганизациях и КФХ увеличится с 2015 по 2020 годы на 1,9 млн. тонн.
Возобновление субсидирования инвестиционных кредитов я воспринимаю только положительно. Как показывает практика, реализовывать проекты в молочном животноводстве без поддержки государства сложно. Срок окупаемости слишком высок, а средства на строительство привлекаются в основном заемные.
Возмещение части инвестиционных затрат по новому строительству и модернизации (после ввода в эксплуатацию)
Срок реализации: 2016–2020 гг. Расходы: 152,3 млрд. рублей (100% государство).
2014–2015 гг. Утверждение правил компенсаций. Рекомендация: компенсация 40% затрат на строительство, инфраструктуру, технику и оборудование на третий год реализации проекта; компенсация 40% стоимости нетелей на пятый год реализации проекта. Средства направляются на кредитный счет в банке и используются для досрочного погашения тела кредита.
2015–2016 год. Отбор и подтверждение будущей поддержки для первых проектов.
2018 год. Перечисление поддержки в адрес первых проектов.
Ожидаемые результаты: прирост производства товарного молока от реализуемых с 2015 года проектов с 1,2 млн. тонн до 8,7 млн. тонн.
Если государство будет компенсировать затраты на строительство объектов, это только положительно отразится на молочной отрасли. Сейчас затраты на проектировку и возведение ферм очень выросли. Как показывает практика, многие предприятия, реализующие крупные молочные проекты, не всегда справляются своими силами.
Несвязанная поддержка
Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 76,7 млрд. рублей (100% государство).
2015 год. Подготовка и утверждение правил предоставления несвязанной поддержки производителям молока.
2016 год. Формирование в рамках единой системы сбора данных о производителях молока, управляемой СРО, источника информации о базе расчета объемов поддержки.
2017 год. Начало предоставления несвязанной поддержки хозяйствам. Постепенный отход от поддержки на 1 кг товарного молока с замещением ее несвязанной поддержкой.
Ожидаемые результаты: прирост поголовья КРС с 2016 по 2020 годы на 613 тыс. голов.
Молочное производство за последнее время стало очень дорогостоящим. Возросла цена на кормозаготовительную, кормораздаточную технику. Компоненты для кормов, которые приходится закупать за рубежом, тоже подорожали. Из-за нехватки оборотных средств многие предприятия оказались в затруднительном положении. Государство как-то старается выравнять ситуацию. Главное, чтобы новые формы поддержки не оказались запоздалыми.
Стимулирование потребления через государственные закупки и дотации на питание социально незащищенных слоев
Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 184,9 млрд. рублей (100% государство).
Школьное питание
2014 год. Утверждение правил бесплатного предоставления молочной продукции учащимся 1–4-х классов.
2015 год. Организация процесса снабжения школ и начало предоставления питания.
Питание военнослужащих
2015 год. Увеличение норм потребления молочных продуктов в пайке.
Питание населения, живущего ниже черты бедности
2014 год. Разработка и утверждение правил предоставления поддержки для покупки молочных продуктов.
2015 год. Создание системы распространения карт, взаимодействия с розничными магазинами. Распространение карт и запуск поддержки.
Ожидаемые результаты: дополнительное потребление молочных продуктов в молочном эквиваленте по 1,9 млн. тонн каждый год.
Стимулирование спроса на отечественную молочную продукцию — это мера поддержки прежде всего переработчиков. Пока на рынке не будет стабильности, сельхозпроизводитель жить хорошо не будет. Постоянные скачки цен не позволяют хозяйствам нормально развиваться.