Видео и фотофакты. Как барнаульская молодежь дрифтует на радиоуправляемых моделях стоимостью в десятки тысяч рублей

июль 29, 2014

В Барнауле есть сообщество людей, которые увлекаются дрифтом (гонки с намеренным уходом в занос при поворотах) на масштабных радиоуправляемых моделях. Энтузиасты готовы тратить десятки тысяч рублей на тюнинг своих болидов и не считают свое увлечение детской забавой. Корреспондент Altapress.ru поговорил с Яном Гофшмидтом, одним из основателей движения RC Drift в Барнауле и убедился, что эти гонки в самом деле вещь намного более серьезная, чем это кажется со стороны.

Барнаульская молодежь дрифтует на радиоуправляемых моделях.
vk.com/rcbrn

Посмотреть фотогалерею на сайте.

- Я так понимаю, самое главное в RC Drift — машины. Кажется, их устройство достаточно сложное. Расскажи, что они из себя представляют, как устроены?

- Мы занимаемся дрифтом на моделях 1/10 ,т.е наши модели примерно в 10 раз меньше своих "взрослых" аналогов. Многие, приходя к нам, говорят по-неопытности: "Я хочу “марк II” или "Чайзер", как мне купить такую игрушку?". Однако у нас не принято называть модель по марке кузова, ведь он по сути лишь сменная часть и, как говорится, на скорость не влияет (хоть вещь дорогая и красится вручную). А вся суть модели внутри,а именно - в шасси.

Шасси бывают трех уровней: для начинающих (с минимальным количеством настроек и возможностей для тюнинга. Как правило, это готовые модели в сборе), средний (продается отдельно, электроника и кузова покупаются отдельно) и рro-уровень  (значительно тюнннгованная шасси с большим количеством установленных с завода дополнительных деталей. Материал исполнения - алюминий и карбон. Цена — 18-40 тыс. рублей).

Шасси для дрифта, как правило, имеют ременную передачу момента от двигателя к колесам. Ремень считается эталоном в дрифте из-за плавности и отсутствия рывков. Но и карданный привод имеет место быть. В моделях для дрифта не используют дифференциалы, на заднем мосту стоит спул (жестко заблокированный дифференциал), а спереди - обгонная муфта. Она устроена таким образом, чтобы передние колеса не блокировались в случае прекращения подачи на них крутящего момента от двигателя, а продолжали вращаться, тем самым давая возможность управлять моделью при заблокированных задних колесах.

Наши модели полноприводные, но привод чаще всего распределяется между осями не в равной пропорции (50/50). Разница выражается показателем СS. СS -это соотношение крутящего момента между передней и задней осью модели. К примеру, СS 1.82 означает, что задние колеса вращаются в 1.82 раза быстрее, чем передние. От этой характеристики зависит резкость модели при вхождении в занос. Модель с большим СS значительно сложнее в управлении и просто нажав на газ вам будет нелегко проехать на ней даже по прямой линии. Cs требует более высокой квалификации владельца, как пилота и настройщика. Но при умелом обращении СS  дает целый ряд преимуществ по сравнению с моделями 50/50.

- Можно ли эти модели какие-то образом тюнинговать и совершенствовать?

- Для тюнинга в моделизме уйма возможностей. Тюнинг моделей дает больший диапазон настроек ,увеличивает прочность и выносливость узлов, либо попросту меняет какую-любо характеристику. К примеру, чтобы изменить CS, нужно заменить pulley-шкив на центральной оси. Тогда передаточное число изменится, и передние колеса станут вращаться быстрее либо медленнее по отношению к задним. Кулаки (цапцы), приводы, стабилизаторы поперечной устойчивости - это лишь маленькая часть обширного потенциала для тюнинга качественной модели ведущего бренда.

Зачастую каждая деталь стоит минимум 1 тыс. рублей. Но увлеченные люди копят заказывают и ждут нужные детали ,что бы улучшить характеристики своей ласточки. Я не стану углубляться в тему электроники. Там все покупается отдельно. Скажу лишь, что мы использует бесколлекторные системы с электромоторами 10.5 витков (это международный стандарт для соревнований) и сервоприводы со скоростью реакции, как правило, быстрее 0.13 секунд.

- Как давно у нас в городе развивается RC Drift? С чего все начиналось? И сколько людей занимаются этим?

- Насколько я знаю, RC Drift пришел в России примерно в 2007 году. Первые энтузиасты блокировали диференциалы на простеньких раллийных моделях и пытались пройти повороты в заносе, используя вместо привычных резиновых покрышек кольца из пластиковых труб.

В нашем городе примерно в 2010 году были первые попытки развития этого направления, но они не увенчались успехом. Лично я пришел в этот спорт примерно 1,5 года назад. Я случайно познакомился с Никитой Кошелевым, который сам был без модели (собирал средства на достойный агрегат), но тем не менее проводил заезды на нарисованной им трассе за ТРЦ "Европа". Приходило туда, как правило, 2-3 человека. Тогда это мало на что походило.

Проникнувшись этой темой, я заказал первую модель у парня из Санкт -Петербурга. Пока она шла в Барнаул, я читал, набирался опыта у людей из Питера и столицы. И начал привлекать народ. Нам было не просто. Я с Никитой находил владельцев моделей и приглашал встретится. Мы привлекали внимание, рассказывали о своем спорте. Одновременно я ходил к администрации торговых центров в надежде на сотрудничество. Нас везде отвергали. Но все же удалось провести несколько заездов в ТРЦ "Огни" и одном интернет-кафе. Но к нам быстро потеряли интерес. Но нас было уже много и мы вместе пробивали стену равнодушия. Недавно один из участников сообщества вышел через администрацию на КДМ. После непродолжительных переговоров нам выделили там место. И вот в Барнауле появилось примерно 25 моделистов и собственная трасса.

Заняться дрифтом могут позволить себе многие. Для начала достаточно будет потратить около10 тыс. рублей. Администрация сообщества всегда рада помочь с выбором, поиском оптимальной цены и заказом всего необходимого. А там уж как затянет. Нет предела совершенству и далеко не все в этом спорте решают деньги. Мастерство пилота и уменее настроить шасси под каждую ситуацию является определяющим фактором на пути к победе.

- Проводите ли вы какие-либо соревнования или катаетесь просто так?

- У нас в КДМе проходят три мероприятия в неделю. Мы собираемся, катаемся, обсуждаем интересующие нас темы, делимся опытом. Иногда устраиваем "междусобойчики" - это очень бодрит. В остальное время мы учимся, перенимаем опыт японцев, изучаем их техники езды. И у нас уже есть достижения! Не так давно барнаулец занял 1е место в соревнованиях в Новосибирске. Он стал первым среди примерно 30 человек, в городе, который уже года 3-4 как довольно серьезно занимается rc drift и имеет 2-3 крытых трассы, сделанных на достойном уровне. Я считаю, это результат.

Кстати, наши работы по пайке и укладке проводов известны уже не только в России. Работы Якова Калмыкова по укладке электроники отметили положительными отзывами наши японские товарищи, а также многие просмотревшие фото в соцсетях.

- Люди, которые приходят в RC Drift - они кто? Что они ищут в этом увлечении и что находят?

- К нам приходят, как говорится, и стар и млад! Это и ребята школьного возраста, и уже взрослые люди, у которых по двое детей и свой бизнес. Каждый ищет что-то свое, ровно как и получает.

Наш клуб старается поддерживать дисциплину и прививать полезные качества молодому поколению моделистов. Подростки зачастую приходят к нам, считая модель игрушкой. Они думают, что достаточно просто насобирать некоторую сумму на модель и можно играть. Но это совсем не игра! Модели не терпят сильных ударов, а также небрежных и невнимательных к ним хозяев! Модель нужно регулярно обслуживать, чистить, смазывать и поддерживать узлы и агрегаты в надлежащем состоянии. Мы с радостью проводим мастер-классы по обслуживанию моделей.

Мы в клубе много общаемся и стараемся помочь друг другу стать лучше. Тем самым все получают не только занятие для себя на долгие вечера, но еще и товарищей, которые выручат в ситуациях, даже и не относящихся к моделизму.