Надо чаще встречаться. И говорить

март 13, 2008

«Свободный курс» всегда старался предоставлять свои страницы для желающих высказаться. Теперь мы решили делать это более масштабно. И объявляем об открытии «Дискуссионного клуба». Мы предлагаем вам вместе с нашими экспертами обсуждать все происходящее с нами – в политике, бизнесе, культуре, медицине, литературе, быту, на работе, в школе, в отпуске, на пенсии… Все, что нас волнует, что тревожит, задевает или радует. Все, что важно для нас. Присоединяйтесь, скучно не будет.

Три реплики по поводу 2 марта

О выборах в Законодательное собрание края, технологиях, которые применялись, новых депутатах и будущем регионального парламента пятого созыва мы спросили мнение у политтехнолога, политолога и политика

Ярослава Шашкова, доцент кафедры политологии АлтГУ, руководитель центра политического анализа и технологий АлтГУ

Кое-кому помогли избраться

Есть несколько причин, почему некоторые опытные кандидаты проиграли молодым. Во-первых, еще на выборах в Госдуму в обществе, массовом сознании наметился запрос на новые имена. Более активные новые кандидаты сумели сказать избирателям то, что те хотели услышать. Более того, к новым всегда отношение лучше: нет остатка негативизма, нет претензий. Надо отдать должное кандидатам из числа депутатов городской Думы: они присмотрели себе, условно говоря, округа, в которых уже работали. И они изначально, стартово были в выигрышном положении.

По моему мнению, большинство игроков, это касается «Единой России», работали не на результат выборов, а на результат «после выборов», то есть на свое положение в новой политический конфигурации. И кому-то избраться помогли. При всей моей любви и уважении к Бессарабову, это действительно так. Была проведена определенная зачистка электорального поля. Тех, кто неугоден, кто мог набрать незначительный процент, но не вписывался в общую картинку, тех вычистили. В некоторых округах, как, например, по 28-му, сталкивались несколько членов одной партии, и на этом столкновении однопартийцев более выигрышной смотрелась третья фигура. Этот момент тоже не нужно исключать.

Еще особенность этих выборов: все четыре списка возглавили «паровозы». Карлин, Терентьев, Жириновский, Заполев… Прежде списки возглавляли именно те люди, которые шли потом работать в краевой Совет. И теперь мы сталкиваемся с проблемой пропорциональных списков, мы до конца не можем сегодня представить состав будущего Законодательного собрания. Потому что кто-то будет уходить, кто-то подвигаться и так далее. Это вопрос.

Что касается будущего, у нас законодательный орган никогда не был бесцветным – баталии были, и очень яркие. С этой точки зрения ничего не изменится. Но какая-то конкуренция или оппозиция в краевом парламенте только на уровне дискуссий и сможет существовать. Сам факт того, что «Единая Россия» имеет больше 50% мандатов, а если поглотит самовыдвиженцев, то сможет получить 2/3 голосов… Тогда вопрос оппозиционности при принятии решений – это вопрос теоретический.

Новый состав законодательного органа гораздо более бесцветен, лоялен, чем предыдущий. А самое главное, если председателем станет фигура, подконтрольная и лояльная губернатору, то просто не будет противовеса. Принцип разделения властей в этом случае в Алтайском крае похоронен начисто. По крайне мере на ближайшие четыре года.

Константин Малышев,

политтехнолог*

Заблуждаются те, кто мечтает получить посты

– Политтехнологии в этот раз применялись, как и всегда. И ни один двойник в принципе не повлиял на выборы так, как повлиял «вброс». Потому что против любой технологии есть соответствующие контртехнологии, и если человек применяет ее недостаточно квалифицированно, то можно «отыграть». Но против замены бюллетеней могут противостоять только комиссия и административный ресурс.

А если они в этом заинтересованы, то получилось то, что получилось. Никакой здесь катастрофы нет. Мы понимаем, что против этого оказались бессильны.

Мне непонятна только позиция партии власти. Они потеряли пять кандидатов от города Барнаула. Видимо, есть в этом какой-то интерес. Мы сейчас попытались что-то изменить, но позиция «Единой России» за­ключается в том, что не надо ничего менять и пусть все будет как будет. Мы хотели произвести элементарный повторный подсчет голосов.

Но в краевой избирательной комиссии нам сказали, что не будут поддерживать нас в этом вопросе. Сейчас я уже не готов инициировать повторный подсчет. Если бы это было сделано сразу же, то, возможно, факты фальсификации были бы выявлены. А сейчас все уже подчищено, все сделано. Сейчас уже никто не боится пересчета.

О новом составе Законодательного собрания: во-первых, мне непонятно одно. Люди туда рвутся, пять-шесть, даже десять человек на место, но ведь они не смогут ни на что влиять! И если им кажется, что это манна небесная, то они очень заблуждаются. Я думаю, они очень скоро это поймут.

Сейчас выстраивается жесткая вертикаль власти: президент, губернатор, мэр. В принципе, туда вписывается Законодательное собрание. И оно будет исполнять решение этой вертикали власти. И учитывая, что «единороссов» будет подавляющее большинство, они любое решение будут принимать сами.

Я понимаю Дмитрия Макарова, он профессиональным политиком становится, и у него задача быть политиком. А когда туда приходят люди и думают, что займут какие-то посты, – это заблуждение. Им не достанется ничего. Возможно, руководство фракцией, из-за которого они передерутся…

* «Продвигал» на выборах нескольких кандидатов. Говорит, что «выборы в целом прошли неплохо». Хотя, например, на 24-м округе в Барнауле действующего депутата Екатерину Абрамову (жену Константина Малышева) обошел Александр Мастинин. Против Абрамовой был выставлен двойник. Но политтехнолог не считает выборы полностью проигранными: он выиграл выборы мэра Камня-на-Оби. Там стал главой города «его» кандидат Андрей Плясов. Также есть победы на выборах в Республике Алтай.

Борис Трофимов, заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия»

Результат Барнаула – это не поражение

– Конечно, удовлетворен результатами выборов. Мы набрали из числа одномандатников 21 депутата, по списку – 18. И сейчас в результате моих консультаций с самовыдвиженцами, победившими в округах, многие готовы прийти во фракцию «Единая Россия». Так что у нас будет в Законодательном собрании в пределах 45–46 человек – это квалифицированное большинство.

Второе – я удовлетворен, что в Законодательное собрание приходят новые лица. «Свежая струя», те, кто с оптимизмом верит не просто в мандат депутата, а в то, что может своими делами помочь избирателям Алтайского края, – это радует. Ротация, которая произойдет, считаю, полезна.

Но, как всегда, есть потери, причем потери неожиданные. Я имею в виду ситуацию по одномандатникам в Барнауле. Считаю, что все происшедшее здесь не поражение «Единой России». Потому что в Барнауле, по сути, нет партийной организации. И в мартовскую кампанию были парализованы местные отделения, практически не велась работа по одномандатным округам. Если не сказать больше: велась работа в поддержку кандидатов не от «Единой России». Отсюда и результат.

Не думаю, что нужно формировать Законодательное собрание по профессиональному и отраслевому признаку. Я сам избран по сельскому округу и знаю проблемы села. Так что на законодательном уровне несущественно: человек, извините, пришел «от сохи» или человек, который может организовать процессы как по растениеводству, так и по животноводству, имея инженерное или экономическое образование.

Я высказываю эту мысль с марта 2004 года: нам нужна консолидация всех представителей политиче­ских и административных сил. Нам необходимо, чтобы мы были услышаны друг другом. Мы должны убрать свои политические или личные амбиции, только это объединение не на словах, а на деле может дать Алтаю рывок с точки зрения общественного, экономического и социального развития. Я оптимист и думаю, что низкий уровень голосования у нас за главного кандидата в президенты России Дмитрия Медведева должен послужить серьезным, даже очень серьезным – не звоном, а набатом, что что-то серьезно не так на территории Алтайского края. Я только что вернулся с заседания фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, где Вячеслав Викторович Володин высказал крайне нелицеприятную оценку нашей работы в целом по выборной кампании…

Отношения с исполнительной властью – процесс двусторонний. Думаю, что мы должны понимать, что кредит доверия со стороны избирателей небеспределен. Не должны повториться конфликты между ветвями власти 2004–2005 годов. Считаю, заявление губернатора Александра Карлина на отчете на февральской сессии о «деловом, конструктивном сотрудничестве», имелось в виду отношение двух ветвей власти, должно быть основой в повсе­дневной работе администрации края и Законодательного собрания на предстоящий период.