март 19, 2008
Два события совпали по времени: акция видных деятелей поп-культуры на лежках тюленей и акция почтовиков, намеревающихся на 40 процентов повысить тариф доставки местной прессы. Если о бельках страна узнала, то районные газеты переживают убийственную новость тихо.
Помните кадры, на которых бегущий человек без устали дробит оглоблей головы новорожденным тюленям? Картинка не для слабонервных! Тем более что детеныши, оказывается, не умеют плавать, то есть не могут удрать от охотника. Есть и экономика процесса: заготовка меха бельков – единственный источник живых денег для жителей нескольких поморских деревень.
Доходы от доставки местных газет для ведомства – источник, конечно, важный, но далеко не единственный. А вот что касается большинства газет городов и районов, они вовсе работают без прибыли. Так сложилось не сегодня. Главная причина такой бедности в том, что доходов от подписки и рекламы не хватает для оплаты выхода газеты. Редакции как-то сводят концы с концами: кому глава поможет, кто сам добудет финансы за счет торговли или оказания услуг. И, конечно, помогает краевая власть, закупающая для районок бумагу (это одна из основных статей затрат газет). Не подумайте, что я хочу сравнить местные издания с беспомощными, не умеющими плавать в бурном море бельками.
Моя цель еще проще. Объявленное повышение, если его вовремя не отменить, нанесет непоправимый удар уникальной прессе. Можно много говорить о том, что есть газета для главы района, что она значит для информационного пространства нашей необъятной страны. Но районки незаметно выполняют еще одну задачу: они сохраняют класс читателей. В том, что это именно так, вы убедитесь, когда узнаете, что совокупный тираж всех районных (городских) газет края больше тиража любой краевой и московской газеты, которые выписывают и покупают на Алтае.
Читатели ценят свои районки за очень нужную сегодня позитивную эмоцию, за добрые слова, которыми пропитаны газетные страницы. Не сильно злитесь на газеты, «вдруг повысившие цену подписки». Знайте, причина этого находится в другом месте.