август 12, 2014
"Верхний рокер — название клуба, нижний — город. У меня вместо города — Nomad, бродяга. Я это звание заслужил", — рассказывает о значении клубной символики на своей куртке Андрей Аксенов. Он — барнаульский судебный эксперт. Большую часть своей жизни (с 10 лет) Аксенов ездит на мотоцикле. В апреле он и его друзья создали байк-клуб Charon MC, что несколько насторожило местное мотодвижение. Андрей рассказал нашему изданию, почему существует вражда между мотообъединениями, отчего все больше бизнесменов покупают мотоциклы и в какую копейку обходится байкерство.
В гараже Андрея Аксенова - пять мотоциклов и два автомобиля.
Олег Богданов
— Мотоцикл — это стиль жизни, — говорит Андрей Аксенов. — Я настолько вжился в ситуацию, когда я еду на этом железном коне, что сложно от этого отказаться. Я испытываю кайф от того, что просыпаюсь в Барнауле, а спать ложусь, скажем, в Красноярске. И мне нравится разрывать своим телом пространство. И здорово, когда есть люди, которые чувствуют и мыслят похожим образом. На этом психологическом клее и держится наш байкерский микросоциум.
— Все ли байкеры такие?
— Увы, нет. Сейчас очень много далеких от мотоциклизма людей покупают байки. Есть разные типы таких людей. Например, RUB (Rich Urban Biker) — это бизнесмен лет 40–45. Он к этим годам понимает, что в жизни у него все есть, а молодость проходит. Да и девушек он уже не привлекает. И непонятно, куда тратить деньги, потому что лежание пьяным пузом вверх на пляже в Турции удовольствия уже не доставляет. Да и никогда не приносило, как он понимает. Начинаются мысли: а правильно ли я живу? А что я вспомню на смертном одре? И начинает пускаться во все тяжкие: татуировки, кожаная амуниция, новый и дорогой мотоцикл, как в каком-нибудь фильме. Но такие люди не вяжутся с моим пониманием мотоциклизма. Как и мальчики-мажоры, которым родители купили спортбайк лишь для катания девчонок. Ну какие у нас общие интересы?
— Во что обходится езда на мотоцикле? Если сравнивать с автомобилем, например.
— Дорого. Вот у меня Honda GoldWing 1984 года, 1,2 литра. Практически раритет. Большой солидный мотоцикл. Такой стоит 140–180 тыс. рублей. То есть не меньше, чем автомобиль, даже помоложе лет на 10. А вот комплектующие намного дороже автомобильных. На средней машине мы можем поменять в круг резину за 16 тыс. рублей, и она будет ходить 50 тыс. км. На заднее колесо мотоцикла покрышка стоит до 18 тыс. рублей, и ходить она будет, если это спортбайк, 5 тыс. км. Мотоциклетное масло стоит в 1,5–2 раза дороже, а менять его надо втрое чаще. Стойки на авто стоят 3–3,5 тыс, рублей, а только труба амортизатора на мой GoldWing стоит 14 тыс. рублей. И так во всем.
Кроме того, у нас высокие налоги, особенно если учесть, что сезон длится максимум семь месяцев. С мотоциклов мощнее 45 сил берут по 50 рублей за "лошадь", а большинство современных выдает их больше ста. То есть не меньше 5 тыс. рублей вынь да положи каждый год.
И расход топлива не всегда ниже автомобильного. Единственное, в приобретении мотоцикл чаще всего оказывается дешевле машин. Когда люди покупают мощный автомобиль, чтобы почувствовать скорость и драйв, владельцы спортбайков за 200 тыс. рублей смотрят на них с ухмылкой: разгонная динамика несравнима, на машине вы никогда не разгонитесь до 100 км/ч за 2,5 секунды. А на Yamaha R1 — легко.
— А на каких мотоциклах ездят в Барнауле?
— У нас почему-то много спортбайков. Это сразу отмечают иногородние. Достаточно много мелких 400-кубовых типа "хочу быть спортбайком" и небольших чопперков. Больше становится крупных дорожных мотоциклов — дорогих круизеров и чопперов.
Мототема развивается, парк обновляется. В начале 2000-х это были корчи 15–20-летние, половина сделаны с самоприспособленными российскими запчастями. Сейчас состояние техники лучше, больше новых байков. У нас появились дилеры КТМ, Yamaha и других марок. И в эпоху интернета даже ездить никуда не надо, поэтому сейчас приобрести мотоцикл не проблема. К тому же у нас большой выбор китайских малокубатурных мотоциклов. Бензин они только нюхают, стоят недорого, выбросить потом не жалко.
— Что сейчас происходит в байкерской тусовке в Алтайском крае?
— У нас мотодвижение не очень развито. В центре традиционно находится объединение "Колесницы дорог", считающееся старейшим. Они проводят фестивали, им принадлежит "Байк-бар", и обыватели ассоциируют мотодвижение именно с ними. Но они не представляют даже 20% мотосообщества региона. Второй сильный клуб — "Оппозиция". Они тоже проводят мотофестивали, но на юге края, в Саввушке. Кроме них было несколько мелких объединений, но они быстро загибались.
— И вот теперь появился ваш клуб. В чем его отличие от других?
— Charon — первый на Алтае клуб формации МС. Это достаточно жесткая формация с четкой иерархией. Знаменитая "большая четверка" американских клубов — Hells Angels, Outlaws, Pagans, Bandidos — все они МС. Их отличают жесткая, почти армейская иерархия, четкая дисциплина и организованность. В прошлом они отмечены весьма неблаговидной деятельностью. Во многом благодаря этому до конца 1990-х годов байкеры во всех странах ассоциировались с преступностью. Но клубы "большой четверки" уже давно легализовали весь свой бизнес и не занимаются никакими преступными делами. Об этом даже было объявлено на уровне руководства этих клубов. В этой среде лицемерие не принято, и оснований не верить им у меня нет. Наш клуб также не имеет никакой криминальной основы.
В России есть представительства некоторых из перечисленных клубов, причем зачастую в их руководстве — спортсмены, тренеры и другие авторитетные и публичные люди. Когда мы создавали свой МС-клуб, нам на это дали добро сильные, уважаемые нами клубы из Иркутска и Красноярска.
— МС-клубы отказались от криминала, от своего прошлого. А что вообще теперь самое главное в такого рода сообществах?
— Для нас это семья, это сообщество людей, которые в один момент решили, что они настолько дружны, что общего у них больше, чем того, что их разделяет. Любого из членов моего клуба я могу назвать братом. Это не будет преувеличением, я так чувствую. Кроме того, как правило, у людей из одного МС-клуба есть общее дело, "клубный бизнес".
— И у вас?
— Да. Нас связывает спорт. Президент и вице-президент нашего клуба — учредители Алтайского союза боевых искусств, тренеры в нашем спортклубе "Мастер". Все участники клуба занимаются либо силовыми, либо боевыми видами спорта. Мотоциклизм, здоровый образ жизни, путешествия и спорт — на этом замешан Сharon MC.
— Каковы отношения между алтайскими мотоклубами? Дружно ли вы живете или враждуете?
— К нам отношение очень неоднозначное. Люди увидели сообщество, которое позиционирует себя как правильный МС-клуб, но ничего о нас толком не знают. До этого интервью мы были закрыты в плане информации. О нас начались разговоры чуть ли не как о головорезах. Мы сперва злились, у нас были разговоры с распространителями слухов. Довольно, впрочем, миролюбивые.
— Дальше злых языков дело не пошло?
— Были и другие неприятные выпады в наш адрес. Мне, например, испортили мотоцикл.
Но в последнее время отношение выравнивается. Люди видят, что мы ничего плохого не делаем. Никакой угрозы местным клубам от нас не исходит.
— А зачем байкерам вообще объединяться в клубы? Почему нельзя кататься просто поодиночке и ловить от этого кайф?
— Чем я и занимался последние годы. Более того, состоял в движении Al-Kashi, которое является лишь пародией на клубы. И я бы никогда не надел цвета клуба, если бы не реальная необходимость. Ведь если бы все катались поодиночке — был бы мир да гладь, божья благодать. Но пока кто-то считает, что он чуть-чуть больше значит в этом мире, чем другие, будет конфликт. Увы, мы тоже заняли конфликтную позицию как клуб, созданный для противодействия тем клубам, которые мы считаем... нехорошими.
— И какие же клубы вы считаете нехорошими?
— В частности, самый известный российский мотоклуб "Ночные волки". Когда произошли события в Зеленограде, я достаточно их изучил и стал убежденным их противником. Напомню: 20 октября 2012 года в Зеленограде в гаражи клуба "Три дороги", где собрались байкеры на закрытие сезона, нагрянула колонна из 15 машин "Ночных волков", по разным подсчетам — от 40 до 70 человек. А в гараже было семеро ребят и девушка. Тех из них, кто не успел закрыться в гараже, достаточно жестоко избили.
— За что?
— "Три дороги" одно время были support-клубом "Ночных волков", помогали им с организацией разных мероприятий. Но "Волки" относились к ним потребительски. Ребятам это надоело, они сняли нашивки-"суппортровки", показав тем самым нелояльность "Ночным волкам". Последовали угрозы, а после и вооруженное нападение. У Юры Некрасова из "Трех дорог" было легальное оружие, дробовик. Он застрелил из него одного из нападавших. Юру, конечно, "закрыли", 1,5 года он провел в СИЗО. И суд установил: в действиях Некрасова было превышение допустимой самообороны, то есть он просто защищался. Его освободили, и сейчас движется второе дело, о нападении. Надеюсь, его доведут до суда.
— Я слышал, что вы каким-то образом поспособствовали тому, чтобы Юрий Некрасов оказался на свободе.
— Стихийно в российском интернет-мотосообществе организовалась группа в поддержку Юры Некрасова. Мы начали собирать информацию и проводить свое расследование. Мне присылали записи с камер видеонаблюдения. Они были не очень хорошего качества. И я их исследовал. Я помог идентифицировать несколько автомобилей "Ночных волков", после люди в Москве смогли установить их владельцев.
— Каким образом?
— Я работаю судебным экспертом и знаком с разными методиками. Пришлось, конечно, дополнительно их поизучать, консультироваться со специалистами. В итоге я помог установить минимум четыре машины и определить наличие оружия у нападавших. Такого рода информацию из разных источников наша "группа" старалась доводить до адвоката, и с их помощью он разбил доказательства обвинения. Можно сказать, всем миром Юру вытащили.
— "Ночные волки" на Алтае как-то представлены?
— Недавно они зашли в Новосибирск, теперь пытаются открыть представительства в Иркутске, Красноярске и Барнауле.
— Какими вы видите последствия появления "Ночных волков" в Барнауле?
— Народ будет ездить и радоваться, что они надели цвета известного клуба, но их будут использовать как пехоту для каких-то своих целей. Я не жду от этого ничего хорошего.
О профессиях байкеров
— Певец-бард Александр Шевалье из Киева спел знаковые для мотодвижения слова в песне "Банда": "Надерут любому зад — вэб-дизайнер, стоматолог, педагог и адвокат". Такие вот "крутые банды" у нас. В нашем клубе примерно так же: я — судебный эксперт, есть педагоги, тренеры, строитель, владелец автосервиса.
О правилах в мотосреде
— У мотоциклистов есть свой этический кодекс: необходимо отвечать за поступки и слова, вовремя подставить плечо. Байкеры прославились этим: вне зависимости от клубных цветов и типа мотоцикла, если человек стоит на обочине с явным признаком того, что ему нужна помощь — ты обязан остановиться. Взаимопомощь возведена в ранг святого.
Об алтайских гаишниках
— У меня в правах все категории, но "А" я открыл последней. Гаишники останавливали меня и спрашивали: "Что же вы без категории ездите?" "Интересно, — говорил я, — на 40-тонной фуре можно, а на этой шелобушке нельзя?" — "Ладно, больше не попадайся". В общем, к мотоциклистам у нас дорожные инспекторы относятся вполне лояльно.
Харон (Charon) в греческой мифологии — перевозчик душ умерших через реку Стикс
Андрей Викторович Аксенов родился 26 октября 1974 года в Казахстане. В ранние годы Андрея его семья переехала на Алтай. Учился в политехе, но, не окончив его, в 1996 году уехал в США, где работал тренером по альпинизму, скалолазанию и горному велосипеду. Вернувшись через пару лет, окончил Алтайскую академию экономики и права, получил диплом юриста. С 2003 года работал в разных сферах, сейчас — руководитель отдела технических экспертиз и оценки "Регионального центра экспертиз “Экспертком”".
Женат, воспитывает дочь.