август 13, 2014
Недавно я бросил читать комментарии в СМИ и соцсетях. Надоело, что обсуждение, скажем, футбольного матча "Арсенал-Ливерпуль" или новой модели Subaru постоянно перерастает в споры о том, кого надо "мочить" в Украине. Скоро видео с котиками не посмотришь, чтобы тебе на глаза не попалось откровение очередного диванного политолога в духе "к нормальной жизни можно прийти только через кровь". Читая подобную чушь, вспоминаю "гарик" Игоря Губермана:
Между слухов, сказок, мифов,
просто лжи, легенд и мнений
мы враждуем жарче скифов
за несходство заблуждений.
В самом деле, интернет-баталии строятся на пересказе слухов и мифов, распространяемых пропагандой с той и другой стороны. Освещая события этой войны, СМИ (особенно ТВ) совершенно по-пелевински конструируют образ альтернативной реальности, имеющий мало общего с происходящим в действительности. Тут можно вспомнить и историю с распятым мальчиком, которую распространил Первый канал, и как федеральные каналы одного и того же человека представляли то сторонником федерализации, то инструктором боевиков.
Но опасна даже не явная ложь телеканалов (ее, слава богу, шумно разоблачают в интернете). Гораздо губительнее однозначность и плоскость картины той же войны в Украине. Из нее "понятно", кто герой, а кто подлец, кого нужно ненавидеть, а кого поддерживать. И если надо, за кого придется погибать. Отечественное ТВ не ставит сложных вопросов, не делает попытки разобраться в ситуации по существу, а дает готовые ответы.
И в этом контексте кажется очень символичным закрытие программы "Неделя" с Марианой Максимовской. Это была чуть ли не единственная информационно-аналитическая программа на общедоступных каналах, старавшаяся дать точки зрения всех участников конфликта. Но, оказалось, стремление к объективности (или хотя бы к показу того, что не все так однозначно) сейчас не нужно.
И ладно бы только телевидение было столько категоричным в оценках происходящего. Не менее прямолинейны и политики (взять хоть того же Сергея Нарышкина, который предложил писать ЕС и США с маленькой буквы – мол, не доросли до нашего уважения). Резкие ноты появляются и в прессе – так, Максим Шевченко, описывая выгоды продуктовых санкций, заявляет: "кто против — враги страны и ее народа". То есть кто не с нами, тот против нас. Либералы тоже стоят на твердых позициях: это пропаганда одурманила народ, сделав из него лжепатриотов и т. д. И никак иначе.
И у каждого своя однозначная правда. Вернее, свое заблуждение. И из-за того, что чье-то заблуждение отличается от заблуждения другого, и разворачиваются бойни в комментах. И на баррикадах. И как я вижу по соцсетям, при всеобщем векторе к однозначности все больше людей болеют этой излишней категоричностью, отсутствием сомнений. И они напоминают мне лирического героя другого "гарика":
Мой небосвод хрустально ясен
и полон радужных картин
не потому, что мир прекрасен,
а потому, что я — кретин.