август 14, 2014
Предварительные итоги международного расследования причин крушения малайзийского самолета Boeing 777 под Донецком будут обнародованы в первую неделю сентября, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на Нидерландский совет по безопасности (НСБ). Эта организация взяла на себя ответственность за выяснение обстоятельств крушения самолета и возглавила расследование под эгидой Международной ассоциации гражданской авиации (ICAO). Такое решение было принято в связи с тем, что большинство пассажиров рухнувшего под Донецком самолета были подданными Нидерландов: 196 из 298 человек, пишет polit.ru.
Место крушения - Грабово.
Отчет, публикация которого запланирована на начало сентября, промежуточный, в него войдет информация, уже собранная из различных источников: расшифрованные данные бортовых самописцев, записи переговоров диспетчерской службы, показания радиолокационных станций и спутниковые снимки. Будут включены и заключения международных специалистов, которые работали на месте катастрофы. Собрав всю возможную информацию на месте катастрофы, эксперты занимались ее анализом уже в Гааге.
Согласно международным стандартам, предварительный отчет должен публиковаться в течение месяца после происшествия, но этот случай является исключительным. Так как катастрофа произошла фактически на территории, где ведутся военные действия, международные эксперты долгое время были сильно ограничены в доступе к месту трагедии, с того момента, как НСБ возглавил расследование, специалистам так и не удалось исследовать место крушения. После публикации предварительного отчета в НСБ займутся подготовкой итогового доклада, эта процедура может занять несколько месяцев.
Одним из решений НСБ в статусе руководителя расследования авиакатастрофы было поручение расшифровки бортовых самописцев британским специалистам. Ополченцы самопровозглашенной Донецкой народной республики передали черные ящики представителям Малайзии, а те перенаправили их в НСБ. "Мы передали британцам черные ящики, поскольку в мире есть лишь несколько центров, способных качественно провести их расшифровку,— пояснил такое решение представитель организации Вим ван дер Веген.— Полученную информацию британские коллеги направили в Гаагу — она войдет в предварительный отчет".
Ранее сообщалось, что расшифровка самописцев показала, что причиной падения самолета стала массовая взрывная декомпрессия, которая произошла в результате многочисленных осколочных поражений от ракетного взрыва. С таким заявлением в конце июля выступил спикер информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко. "Эксперты комиссии по изучению причин авиакатастрофы Боинга-777 сообщили, что данные бортовых самописцев указывают на то, что причиной разрушения и падения самолета стала массовая взрывная декомпрессия в результате многочисленных осколочных поражений от ракетного взрыва", — заявил Лысенко на брифинге для журналистов.
Эта версия так и не была подтверждена, но вскоре появилась другая. Издание New Straits Times, ссылаясь на источник, близкий к международной группе экспертов, сообщило, что данные, полученные из расшифровки черных ящиков, не подтвердили версию о возникновении "взрывной декомпрессии" из-за ракетного взрыва. Результаты расшифровки свидетельствуют о том, что до момента крушения самолета на борту не происходило ничего необычного. Как рассказал источник, специалисты смогли восстановить из данных, загруженных из бортового самописца, диалог пилота и авиадиспетчера, из которого и были сделаны эти выводы. Официальной публикации результатов расшифровки черных ящиков пока не ожидается.
После публикации предварительного отчета в начале сентября НСБ примется за итоговый доклад по авиакатастрофе. Проект этого отчета, по требованиям ICAO, будет разослан всем странам, которые имеют отношение к этому происшествию, в течение двух месяцев они будут составлять комментарии к документу, и затем доклад будет опубликован НСБ.
Расследование НСБ направлено на выявление причин и обстоятельств, в которых произошло крушение самолета. Но, как подчеркивают в Гааге, он не имеет права возлагать вину или ответственность на кого-либо за этот инцидент.
Согласно одной из версий, которую приводит издание New Straits Times со ссылкой на эксперта, малайзийский Boeing 777 мог быть сбит ракетой и пушкой истребителя Су-25. Эксперт считает, что истребитель выпустил ракету "воздух-воздух" по пассажирскому лайнеру, а затем выстрелил по нему из 30-миллиметровой пушки. Такая версия, по мнению источника издания, может стать объяснением характерных повреждений лайнера и разлета осколков. Прежде на обломках самолета были обнаружены как округлые отверстия, обычно получающиеся в результате выстрела из пушки, так и разрывные отверстия от ракет, оснащенных стреловидными поражающими элементами.
Еще одна версия недавно была озвучена главой Службы безопасности Украины (СБУ) Валентином Наливайченко. Он заявил, что Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines был сбит в небе над Донбассом террористами, которые планировали уничтожить лайнер "Аэрофлота". В этот день совершались два регулярных рейса: Малайзийских авиалиний MAS17 и "Аэрофлота" АFL-2074. Характеристики полета этих самолетов были почти одинаковыми, а в 16:09 их маршруты пересеклись. Как заявил глава СБУ, "плохо знакомые с географией Украины российские наемники перепутали два населенных пункта с одинаковым названием Первомайское, ошибочно установив зенитно-ракетный комплекс "Бук" к северо-востоку, а не к западу от Донецка".
17 июля над территорией Донецкой области был сбит малайзийский самолет Boeing 777, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Самолет пролетал над территорией, где ведутся боевые действия, но находился на разрешенной высоте.