Вирус в копеечку. Сколько денег отнимает грипп, и как с этим борются алтайские предприниматели

март 28, 2008

Именно грипп опережает другие вирусные заболевания по опасности для бюджета предприятия и экономики в целом. В России по размерам экономического ущерба грипп и ОРВИ занимают примерно 80% в структуре всех инфекционных заболеваний.

Именно грипп опережает другие вирусные заболевания по опасности для бюджета предприятия и экономики в целом. В России по размерам экономического ущерба грипп и ОРВИ занимают примерно 80% в структуре всех инфекционных заболеваний.

Сколько вирус отнимает денег? На опрошенных нами местных предприятиях подсчеты не ведут, но признают, что грипп влетает в копеечку.

Враг экономики

«Экономический ущерб от одного случая гриппа в Российской Федерации составлял 2130 рублей», – приводит данные 2002 годаАндрей Осипов, директор Алтайского филиала страховой медицинской компании «РЕСО-Мед». В целом же по стране, по данным профессора Бориса Семенова из Института вакцин и сывороток, на протяжении последних десяти лет ущерб от гриппа и других острых респираторных инфекций составляет 18 млрд. руб. в год.

Что входит в эту цифру? Упущенная прибыль, оплата сверх­урочных, замещение больных, снижение эффективности труда и многое другое.

Грипп дорого обходится и самому заболевшему. Лечение одного неосложненного случая гриппа обходится в сумму более тысячи рублей. Сюда входит минимальный набор лекарств, а также усиленное питание и фрукты.

Хуже пьянки

Но все эти затраты – только верхушка айсберга. Большая часть ущерба – это так называемые непрямые расходы. Они связаны с невыходом на работу, потерей времени, снижением качества и производительности труда, расходами в связи с невыполнением обязательств, упущенной прибылью, потерей конкурентоспособности и прочим.

«Иногда кажется, что это не самый нужный работник, а заболеет – без него не обойтись, – говорит Шукурулла Атабаев, гендиректор барнаульского завода «Трубопласт-А». – Если человек запьет, то мы знаем, как быстро вывести его из такого состояния. А из гриппа так быстро не выведешь».

Лук, чеснок и спорт

Как на алтайских предприятиях и в ведомствах борются с гриппом? Предпринимательница Валентина Новоселова из Калманского района предпочитает народные методы. «Во время обеда мы всегда кладем на стол лук, чеснок или лимон, – говорит она. – А вообще проблем с гриппом у нас почти нет, потому что деревенские люди закаленные сами по себе и болеют меньше».

Татьяна Малютина, начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ управления налоговой службы по краю, рассказывает, что в ее ведомстве грипп побеждают спортом. «Мы круглый год проводим спартакиады, – говорит она. – Это заставляет людей ходить в спортзалы, бассейны. Даже во время обеда наши сотрудники занимаются спортом – в управлении стоит теннисный стол. Каждый год проводим диспансеризацию и выделяем путевки в ведомственный санаторий. Все это дает результат – во время эпидемий заболевших почти нет».

Рубль на шесть

Эффективным способом борьбы с гриппом наши эксперты считают и вакцинацию. «Осенью мы всем делали прививки и смогли избежать массовых заболеваний», – рассказывает г-н Атабаев. По его словам, на вакцинацию коллектива из 57 человек в этом году ушло около 10000 рублей. Сколько сэкономило предприятие? По подсчетам Андрея Осипова, экономический эффект вакцинации – шесть рублей на рубль вложений.

Впрочем, и вакцина не всегда панацея. «Иногда люди говорят, что привились, но все равно заболели, – рассказывает Надежда Федюшкина, врач-инфекционист Алтайского краевого центра медпрофилактики. – Вакцинируют обычно от гриппа, но существует еще масса других респираторных вирусных инфекций со схожими симптомами. От них прививка против гриппа не защитит».

В красном поясе

И все же врачи в один голос говорят: опасность гриппа недооценена. Во всяком случае на сайте Роспотребнадзора Алтайский край на карте стабильно отмечен красным цветом. Это значит, что у нас значительно превышен порог заболеваемости. То есть не все так хорошо заботятся о своих сотрудниках.

И зря. Есть данные, что после эпидемии гриппа через какое-то время (от двух недель до двух месяцев) начинает расти смертность от сердечно-сосудистых осложнений! «Когда начали массово вакцинировать людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, во всем мире пошли на убыль болезни системы кровообращения, – говоритАнатолий Старков, руководитель отделения профилактики неинфекционных болезней краевого центра медпрофилактики. – С этим же связывают некоторое снижение смертности среди таких больных. Если учитывать этот аспект, то те затраты, которые идут на вакцинирование, становятся осмысленными и приемлемыми».

Цифра

18 млрд. руб. в год составляет экономический ущерб от гриппа и других острых респираторных инфекций в России на протяжении последних десяти лет.

Цитата

Александр Карлин, губернатор Алтайского края, на расширенной коллегии Главного управления сельского хозяйства 18 марта:

– Иван Иваныч (Лоор, до недавнего времени – начальник ГУСХ. – Прим. ред.) много проделал работы, но прививки в управлении не сделали осенью. Осенью доложите, чтобы все управление сделало прививки. Мы не позволим, чтобы те, кто занимается сельским хозяйством, теряли по нескольку недель из-за респираторных заболеваний инфекционного типа.