август 22, 2014
Как уже сообщал altapress.ru, месяц назад завод плавленых сыров "Плавыч" начал поставки продукции в Германию. Объемы пока небольшие. В месяц в Европу барнаульское предприятие отгружает 30–40 тонн сыров. По словам Владимира Емелина, генерального директора предприятия, это только начало. О том, как сейчас развивается завод, он рассказал корреспонденту газеты "Свободный курс".
Владимир Емелин.
Анна Зайкова
— На сегодняшний день мы выпускаем 1,3–1,4 тыс. тонн продукции в месяц. Каждый год запускаем новые линейки. Если в 2013 году это был плавленый сыр в "шайбах", то в этом — творожный сыр. География наших поставок обширна — от Дальнего Востока до Калининграда. Плюс к этому идут поставки в Белоруссию и Казахстан. Месяц назад мы начали продавать свою продукцию в Германию.
Это стало возможным благодаря сертификации ISO и HACCP. Помимо этого, мы получили специальный евросертификат. Каждая из этих сертификаций требовала дополнительных нагрузок по модернизации предприятия. Но выполнить все требования было просто необходимо. Для прохождения сертификации 70 сотрудников завода прошли специальное обучение.
— Только 5% наших плавленых сыров остаются в крае. Все остальное вывозится за его пределы. Главенствующая на Алтае торговая сеть "Мария-Ра" неохотно идет с нами на сотрудничество. Условия их работы кабальные. Поэтому то, что мы смогли завезти на их полки, то и продается. В "Марии-Ра" мы представлены только двумя видами продукции, хотя ассортимент завода превышает 200 наименований, начиная от самого дешевого продукта и заканчивая премиальным. Для нашего алтайского потребителя мы могли бы предоставить любую по цене продукцию.
Когда мы только начинали работать, в Алтайском крае было более 50 молочных предприятий, каждое имело цех по производству плавленых сыров. И вся их продукция была ориентирована на местный рынок. Мы же сразу решили, что будем свой плавленый сыр вывозить за пределы региона. Страна у нас большая.
— Бурный рост был в 2008–2011 годах. В этот период наш рынок рос сам по себе. Сейчас валовое увеличение продаж приостановилось, и мы перестали увеличивать производства. Вместо этого начали расширять ассортиментную линейку, запуская более дорогие виды продукции. Поэтому в нынешнем году у нас появились сыры на основе творога. Через год будем запускать слайсы. Сейчас весь джентльменский набор продукции, который положено иметь заводу плавленых сыров, у нас есть.
— Модернизация на заводе не прекращается с самого первого дня. Ежегодно мы покупаем новое оборудование: упаковочное, производственное, подготовительное. Допустим, если раньше смеси в котлоплавители доставлялись вручную, то теперь процесс автоматизирован. Это позволяет выпускать более качественную продукцию, потому что делается анализ как сырья, так и подготовленной смеси. Каждый шаг удается контролировать.
— В среднем 30–40 млн. рублей в год завод тратит на модернизацию. Были годы, когда эта сумма была больше.
— Планов, как всегда, много. Для того чтобы выпускать новую продукцию, необходимо закупать оборудование. Это заставляет нас расширять производственные площади. На следующий год к основному зданию будет пристроено новое помещение площадью 2 тыс. кв. метров. Это позволит сделать завод более просторным и суперсовременным.
В 2004 году я побывал за границей на аналогичных предприятиях. После этого у меня появилась цель сделать свое производство таким же. Поэтому улучшение технологического процесса у нас ни на минуту не останавливается.
— В какой-то степени да. Если в начале 2000-х годов мы пользовались сырьем, произведенным только в Алтайском крае, то сейчас приходится закупать его по всей стране, а также в Казахстане и Белоруссии. Это говорит о том, что сычужных сыров стало меньше.
Раньше мы занимались в основном вторичной переработкой сыров, которые прошли отбраковку и конечному потребителю не предназначаются. Такой продукт мы переплавляли. Сейчас совсем иные времена. В настоящий момент сырье мы специально заказываем на заводах по определенным параметрам. В принципе, так весь мир и работает.
Для производства такого сырья в Алтайском крае, к сожалению, не хватает молока. Эта продукция менее выгодна, поэтому местные заводы предпочитают выпускать обычные твердые и полутвердые сыры и продавать их по более привлекательной цене. Тем не менее сырье мы для себя находим.
— В России есть предприятия по выпуску плавленых сыров таких известных брендов, как Hohland, President, Valio. Они и являются нашими основными конкурентами. Сразу скажу, что по качеству мы им ничем не уступаем. Просто, обладая более серьезными ресурсами, они более профессионально работают с торговыми сетями, тратят большие деньги на рекламу. Они изначально громко о себе заявили. Теперь нам приходится их догонять. Уже есть определенные результаты: кое-где мы их тесним. Это происходит в основном в центральной части России. В эти регионы мы поставляем продукцию в сети O'Key, METRO и "Ашан" под нашими торговыми марками и СТМ. Порядка 30–40 тонн продукции собственных торговых марок для этих сетей мы выпускаем ежемесячно. Однако запросы их растут.
— У нас точно такие же трудности. Однако изначально мы подали себя как компанию, выпускающую качественный продукт, поэтому бороться с другими производителями в центре европейской части России нам чуть легче.
А Дальний Восток исконно был нашим рынком сбыта. Если в европейские регионы уходит 25% всей продукции, то 70% идет именно сюда. При этом доставлять продукцию на Дальний Восток гораздо затратнее.
— Как и все производители, мы относимся к этому положительно. Однако в нашем случае это не повлечет за собой каких-то серьезных изменений. Как я уже говорил, основные мировые производители плавленых сыров давно построили заводы в России. Запрет на их продукцию не распространяется. Часть ассортимента Valio попала под эмбарго. Однако, по нашей информации, финская компания ищет на территории России предприятие, которое могло бы выпускать аналогичную продукцию под ее маркой.
— Нет, мы изначально решили, что будем рассчитывать только на свои силы, поэтому никакой финансовой поддержкой государства не пользуемся. Кредиты берем на общих условиях, субсидирование процентной банковской ставки не получаем. Никаких других компенсаций нет. Я считаю, получение этих субсидий — лишняя трата нервов. У меня позиция принципиальная: что сами заработали, то и потратили.
— Когда в начале 90-х годов в России была разрешена так называемая свободная торговля, мне предложили закупать на Алтае нестандартный некондиционный сыр, поставлять его в Новосибирск, а взамен получать уже готовый плавленый продукт. Потом мне надоело кормить чужого дядю. Решил попробовать открыть собственное производство. Сначала арендовали площади маслосырзавода в Шипунове. В 2004 году открыли завод в Барнауле. Так все и пошло.
— Несколько лет назад мы начали выпускать продукцию под маркой известного мультфильма Tom and Jerry. Для использования этих персонажей на упаковке заключили договор с голливудской компанией Warner Bros. через их представителей в России. Если бы такую продукцию мы начали выпускать 15–20 лет назад, эффекта было бы больше. Сейчас у молодого поколения другие мультяшные кумиры.
— Молодежи на предприятии очень много. Средний возраст сотрудников 25–26 лет. Поэтому на заводе есть собственный спортивный зал, где они могут поиграть в мини-футбол и волейбол. Некоторое время назад у нас была футбольная команда "Плавыч". Она выиграла практически все турниры в Барнауле и Алтайском крае. В этот момент надо было принимать решение: либо развивать ее дальше и выходить на более высокий уровень, а это потребовало бы серьезных финансовых вложений, либо уходить никем не побежденными. Я решил, что лучше буду вкладывать деньги в детский спорт. .
— Сыры "Плавыч" я сам ем каждый день. Когда появляются новинки, беру их для дегустации. Особенно люблю продукцию для детей под торговой маркой "Плавушка". Образ белокурой девочки на упаковке срисован с мой старшей внучки Сони.
Владимир Павлович Емелин родился 18 сентября 1956 года в барнаульском поселке Восточном. Здесь же окончил среднюю школу. После службы в армии учился в экономическом техникуме. Высшее образование получил во Всероссийском заочном финансовом институте. В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию. "Когда началась перестройка, меня затянула всевозможная хаосная торговля, — рассказал Владимир Емелин. — В тот момент я начал работать на рынке плавленых сыров. 10 лет проработал с новосибирскими партнерами. Позже решил двигаться сам". Сначала Владимир Емелин размещал заказы на изготовление плавленых сыров на различных предприятиях края. В 2004 году открыл собственный завод в Барнауле. В 2006 году Владимир Емелин одним из первых получил звание "Лучший предприниматель Алтайского края". Также он удостоен ряда других почетных званий.
Женат, воспитал дочь.
200 наименований насчитывает ассортиментная линейка плавленых сыров завода "Плавыч".