«Противостояние с мэрией мне обходится дорого». Андрей Вайс о сложных взаимоотношениях бизнеса и власти в Яровом

апрель 1, 2008

В архиве краевого арбитража есть данные о 23 судебных заседаниях, в которых оппонентами выступали мэрия Ярового и руководитель местного подразделения Алтайского союза предпринимателей Андрей ВАЙС. Он не скрывает, что ценит в себе непримиримость, с которой противостоит городским чиновникам. И считает, что только таким образом малый бизнес может реально отстоять свои права.

– Андрей Андреевич, с какой целью в Яровом создавалось представительство АСП? И чем эта структура занимается в настоящее время?

– Представительство было зарегистрировано в 2004 году, когда АСП активно шел в районы края. По моему мнению, двигателем всего этого процесса тогда являлся Николай Чертов, вице-губернатор, который курировал в администрации Сурикова тему развития предпринимательства. Он сделал многое для того, чтобы малому бизнесу хотя бы не мешали развиваться.

Я в 2004 году возглавлял Общественный совет при главе администрации города Ярового. И совмещал эту работу с деятельностью в представительстве АСП до июля 2005 года. Странно, но новый глава администрации Нина Мартынова, с которой у нас изначально было разное видение ситуации, целый год терпела Андрея Вайса на должности председателя городского совета предпринимателей. Хотя в уставе города четко написано, что человека на это место выбирает сам мэр. Когда я ушел из совета, председателем стал Сергей Соколов. Я ни в коем случае сейчас не противопоставляю его себе, мы с ним находимся в нормальных отношениях и сотрудничаем. Правда, мало. Я предпочитаю активно выстраивать работу напрямую с исполнительной дирекцией АСП. Регулярно встречаюсь с Эдуардом Черченко, благо, что посещаю Барнаул почти каждую неделю, – с такой периодичностью у меня проходят арбитражные процессы против мэрии Ярового. Мне юрист администрации города рассказал, что его кабинет заставлен папками с пометками «Вайс, Вайс, Вайс…», – смеется. – При этом у меня нет адвокатов, и я сам себя защищаю.

– Правда, что вы представляете в суде интересы и других предпринимателей Ярового?

– Да. Известно, что многочисленные контролеры и проверяющие не всегда действуют в рамках закона. И если это нарушает права предпринимателя, я считаю необходимым оказать ему поддержку. В том числе и своим участием в арбитраже или в суде общей юрисдикции. Один из свежих примеров связан с договорами аренды на муниципальном рынке. По этим договорам предприниматели имели массу обязанностей, но не обладали никакими правами. Жаль, что многие все-таки подписали эти договоры. А остальным, кто не поддался на давление чиновников, мы помогли выиграть арбитражные процессы.

Говоря о конфликтах с мэрией, я хочу, чтобы вы понимали одну очень важную вещь. Нравится мне администрация Ярового или нет, но работать совместно нам необходимо. Сейчас, когда завершится формирование городского депутатского корпуса, нам всем – малому бизнесу, законодателям, чиновникам – необходимо сесть за один стол и выработать общую позицию по многим принципиальным вопросам. Например, по реализации Федерального закона о поддержке предпринимательства, который вступил в силу 1 января. Городская программа развития малого бизнеса обязательно должна четко основываться на этом законе.

– Сейчас в Яровом есть такая программа развития?

– Конечно, есть! Но, по моему мнению, она не имеет конкретики, содержит общие фразы типа «усилить, укрепить, улучшить…».

– Возвращаясь к теме АСП, вы можете утверждать, что эта структура сохранила в крае авторитет?

– Есть мнение, что этот авторитет сейчас утрачен. И оно имеет право на существование. Действительно, в тот период, когда АСП возглавлял Николай Чертов, у союза была более активная жизненная позиция. Сейчас же, если бы не Эдуард Черченко, который искренне болеет за малый бизнес, я бы, возможно, уже не занимался работой на поприще поддержки предпринимательства.

– В АСП еще есть председатель Павел Нестеров…

– Я сам к нему не обращался. Через Черченко мы не так давно направляли Павлу Нестерову письмо об одном из решений администрации города, которое могло негативно отразиться на предпринимателях. Правда, ответ на это письмо не пришел.

Добавлю, что позиции сейчас ослабились не только у АСП. Вспомните, какой авторитетной структурой была краевая комиссия по устранению административных барьеров! Там главы районов сидели и боялись. Боялись того, что Чертов, будучи еще вице-губернатором, вновь станет стучать кулаком по столу и требовать нормального отношения к малому бизнесу. Сейчас же этим чиновникам никто пальцем не грозит, и главы районов руководят своими «княжествами», устанавливая собственные порядки.

Вас сюда никто не пустит

– Как вы можете охарактеризовать инвестиционный климат, сложившийся в Яровом?

– Как неважный. Посмотрите, много ли в городе строится частных объектов? А теперь сравните с райцентрами, которые проезжаете по пути в Яровое. Там предприниматели активно ведут строительство, и никто этому не препятствует. А что же Яровое? Да, нам говорят, что будет построен большой санаторно-курортный комплекс. Но ведь строить его будет крупный бизнес! Я ничего не имею против этого, но почему не дают «зеленый свет» малому бизнесу? Почему мэрия не просит его строить кафе, рестораны, магазины? В администрации города вам могут сказать, что предприниматели сами не обращаются за разрешениями на строительство. Почему? Да потому что не верят!

Возьмем мой пример. Про Вайса вам могут сказать, что он чем хочет, тем в Яровом и занимается. Чуть ли не беспредельщик какой-то! А теперь посмотрим, как я уже четыре года пытаюсь достроить торговый объект. Недавно суд принял решение обязать мэрию заключить с Андреем Вайсом договор аренды участка под застройку и не чинить ему препятствия при узаконении постройки. Мэрия подает апелляцию, и суд принимает уже противоположное решение. Сейчас уже я обращаюсь в вышестоящую инстанцию, и так до бесконечности.

– А как, по вашим оценкам, в Яровом идет развитие курортной зоны?

– Этим занимается опять же местный крупный бизнес. Если же вы приедете из другого города и даже заявите, что готовы инвестировать в курортную зону колоссальную сумму, вас сюда никто не пустит. Вы напишете заявление о предоставлении земельного участка, но глава города его не подпишет. То есть весь ваш инвестиционный проект завершится, скажем так, еще на стадии нулевого цикла.

Помощи ждать не приходится

– Вы, являясь руководителем подразделения АСП, как-то контактируете с краевым Управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры?

– Нет. Потому что помощи оттуда ждать не приходится. Приведу все тот же пример с договорами аренды на муниципальном рынке. Когда сюда приехали представители краевого управления, они четко сказали: предприниматели не правы, договоры надо срочно подписывать. Но позднее-то арбитражный суд признал правоту именно предпринимателей!

– А о происходящем в краевом Центре поддержки предпринимательства вам известно?

– Ничего неизвестно. В бытность губернатора Михаила Евдокимова там работал чиновник по фамилии, по-моему, Зуев. Я с ним встречался один раз по поводу моей тяжбы с мэрий. Он меня выслушал, посмотрел документы, и на этом все закончилось.

Вообще, что касается сути создания этой организации, я ее считаю некой утопией. Зачем создавалась дополнительная структура, которая содержится за счет бюджета? Лучше бы ее сотрудники работали в другом месте, где они могли бы действительно помочь народному хозяйству страны.

– 2007 год прошел в крае под знаком финансово-кредитной поддержки малого бизнеса. В Яровом это почувствовали?

– Я – нет. И ни один предприниматель с рынка «Степные зори», который я курирую, субсидированием процентной ставки по кредитам не воспользовался. Не слышал, чтобы кто-то еще получил такую компенсацию. Наверное, какие-то деньги выделяются, но как эта схема работает, мне неизвестно.

Специальный вопрос

– Андрей Андреевич, по количеству судебных процессов против мэрии Ярового вы наверняка являетесь в городе рекордсменом. В чью пользу сейчас счет?

– Если смотреть на этот процесс, как на футбольный матч, то я голов забил больше. Но в тяжбе, связанной со строительством нового рынка, пока проигрываю. Ничего, буду обращаться в вышестоящие инстанции. Потому что я прав. Вообще же противостояние с мэрией мне обходится дорого. Ведь это постоянные поездки в Барнаул за 500 километров. Но спасибо администрации Ярового и за это. Я по образованию не юрист, а экономист. Но сейчас, если пойду сдавать юриспруденцию, экзамен пройду экстерном – Гражданский кодекс, Земельный кодекс я знаю, как говорится, от корки и до корки. И от этого еще печальнее, что в муниципалитетах законодатели зачастую принимают нормы и документы, противоречащие данным кодексам.

О чем еще рассказал собеседник

Об участии в выборах

– На минувших выборах я шел от «Справедливой России» в краевое Законодательное собрание, а также в городской Cовет депутатов. Что касается КЗС, то я оказался на втором месте после директора Cлавгородского радиозавода Хроменкова, которого, надо признать, в регионе знают побольше, чем меня. На выборах в городское собрание я оказался на четвертом месте. Эти результаты поражением не считаю, потому как четко и уверенно заявил о том, что есть в Яровом сила, прямо противоположная партии власти. В объективность результатов выборов до сих пор не верю. Но в следующей выборной гонке участие приму обязательно.

О приходе крупных сетей

– В соседнем Славгороде уже работают такие крупные игроки? как «Мария-Ра», «Хелми»… Не за горами то время, когда они придут и в Яровое. Я лично не разделяю того оптимизма мэрии, с которым она их ждет. Поверьте, их приход означает смертельную опасность для местного малого бизнеса. И не факт, что эти фирмы, имеющие центральные офисы в Барнауле, будут платить налоги в нашем городе.

Об арендаторах

– Сейчас нам, оперируя цифрами, пытаются доказать, что в Яровом идет рост малого предпринимательства. Но ведь объективную реальность не обманешь: на рынках очень много свободных мест. Рынок «Степные зори» я арендую у муниципалитета до 2014 года. Стоимость аренды растет ежегодно до 30%. Если я также повышу субаренду, предприниматели разом уйдут с рынка. Они уже и сейчас вынуждены работать не только здесь, но и выезжать в районы. Потому что в Яровом, где активный сезон – два-три летних «курортных» месяца, только за счет торговли им не выжить.

О приватизации

– Она проходит очень странно. Администрация говорит: есть здание, когда появится покупатель, мы проведем оценку объекта и объявим торги. У меня большие сомнения в правильности такого подхода. И если это коснется арендуемого нами рынка, мы обратимся в суд. Тем более что сейчас в первом чтении принят закон о преференциях для добросовестных арендаторов при приватизации. То, что я таковым являюсь, не раз было доказано. Мэрия говорит, что Вайс не платит аренду. А суд отвечает: «Нет, ребята, платит он нормально».

Досье
Кто такой Андрей Вайс

Андрей Андреевич Вайс родился 8 апреля 1959 года в райцентре Топчиха Алтайского края. В 1983 году окончил Барнаульский кооперативный техникум, получив специальность «Организатор торговли». В 1991 году завершил обучение в Новосибирском институте советской кооперативной торговли по специальности «Экономист». В течение 15 лет работал в системе потребительской кооперации. В 1998 году занялся предпринимательской деятельностью, организовав оптовую и розничную торговлю.

Андрей Вайс женат, воспитал двоих сыновей. При наличии свободного времени выезжает на охоту и рыбалку, занимается спортом.