август 22, 2014
С 11 августа вступили в силу новые примерные программы обучения вождению. Вместе с этим повысились требования к материально-технической базе (МТБ) автошкол. Из-за необходимости серьезно потратиться на новое оборудование с местного рынка могут уйти до 30% компаний, а стоимость обучения повысится на 20–40%.
Автомобиль в Барнауле.
Реформа обучения водителей продолжается с прошлого года. Еще в ноябре в России ввели несколько новых категорий (в том числе "М" — для мопедов) и разрешили сдавать экзамен на машинах с автоматической КПП. Но все это время автошколы работали по-старому: не было примерных программ обучения по новым правилам.
И вот они появились. А вместе с ними ужесточились требования к МТБ. Например, в распоряжении каждой автошколы должен быть автодром площадью не менее 0,24 га. Если автодром арендуют несколько автошкол — они должны согласовать расписание друг с другом так, чтобы их занятия не пересекались. Также в программах прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы (зависит от количества классов и автомобилей).
Как отмечают владельцы автошкол, многие требования были и раньше, но последние несколько лет их соблюдение никто не контролировал. Получить лицензию можно было, просто предоставив требуемый набор документов. "В эти годы на рынке появилось много недобросовестных игроков, которые в погоне за прибылью набирают слишком много учеников, и их обучение растягивается на три-шесть месяцев, а иногда люди выходят на экзамен недоучившись, потому что у таких автошкол попросту не хватает машин", — рассказывает Лариса Мищенкова, руководитель Барнаульского центра высшего водительского мастерства (БЦВВМ).
Теперь же ГИБДД будет постоянно осматривать машины, экспонаты и помещения автошкол. Акты проверки будут выдавать на срок аренды автодрома и классов (обычно это 11 месяцев). То есть теперь проверки автошкол будут ежегодными. А без такого документа работать станет невозможно.
На прошлой неделе ГИБДД собрала директоров барнаульских автошкол и объявила: без актов нельзя набирать новые группы, только доучивать старые. На подготовку всех документов, собственно проверки и одобрение лицензирующего органа уйдет около месяца, сообщили предпринимателям в инспекции.
Кроме закупки аппаратно-программных комплексов по психофизиологическому тестированию (этого требуют новые программы), автошколам придется привести в порядок и все остальное. "Тот тип манекенов-тренажеров для отработки навыков искусственного дыхания, который мы использовали ранее, запретили. Сейчас нам нужно купить новые, которые стоят более 120 тыс. рублей. Не понимаю, чем старый тренажер хуже, чем новый, — сетует Дмитрий Барашок, директор автошколы “Автоград”. — Кроме этого, снизится пропускная способность автошколы, нам придется докупать машины. Плюс автодромам, в свою очередь, придется проходить лицензирование, и их владельцы поднимут цену. Если раньше мы платили по 2,5 тыс. рублей за машину, то будем отдавать пять". По прогнозу собеседника, из-за всех этих проблем с рынка могут уйти до 30% автошкол. "В основном закроются те, кто учил только на категорию “В”", — уточняет он.
Ту же цифру называет и Антон Кислицын, директор автошкол "Элит" и "V.I.P.". "Уйдут мелкие автошколы, которые инвентарь брали в аренду, — сейчас все должно быть в собственности и стоять на балансе организации, — говорит он. — Крупных игроков с солидным автопарком проблемы коснутся в меньшей степени. Но трудности переживают все, ведь никакого переходного периода нам не дали".
Расходы автошкол и увеличение срока обучения (по категории "В" раньше учились 156 часов, теперь — 190) отразятся на стоимости обучения. Участники рынка прогнозируют подорожание на 20–40% (см. таблицу). "Естественно, нас ждет отток клиентов — в первую очередь тех, которые идут в автошколу, чтобы права “положить на полочку”", — говорит Виталий Артюшенко, директор рубцовской "Автошколы № 1".
Автошкола |
Текущая цена (категория "В") |
Прогноз |
БЦВВМ |
15 тыс. рублей с ГСМ |
18 тыс. рублей с ГСМ |
АВАМА |
11 тыс. рублей без ГСМ |
18 тыс рублей без ГСМ |
"Элит", "V.I.P." |
От 11,5 тыс. рублей без ГСМ |
18,5 тыс. рублей без ГСМ |
"Автошкола № 1" (Рубцовск) |
7 тыс. рублей (только теория) |
10,5 тыс. рублей (теория) |
"Автоград" |
15 тыс. рублей с ГСМ |
20–22 тыс. рублей с ГСМ |