"Нелюбимых мест в Барнауле у меня нет". Игорь Савинцев о будущем, которое ждет жителей краевой столицы

август 29, 2014

Накануне Дня города корреспондент газеты "Свободный курс" и глава администрации Барнаула во время прогулки по исторической части краевого центра поговорили о том, как город изменился за последние годы и какие существуют планы по его развитию.

Игорь Савинцев.
Анна Зайкова

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Шаги к истории

Встречу Игорь Григорьевич назначил у входа в парк Центрального района. "Пройдем по парку, сегодня он у нас в хорошем состоянии", — пригласил глава. Не успеваем дойти до фонтана по центральной аллее, как парень, сидевший на одной из лавочек, быстрым шагом направляется к нам: "Здравствуйте, Игорь Григорьевич. Хочу задать вам вопрос". Житель Затона просит помочь с признанием его дома аварийным и переселением в новое жилье. Савинцев отвечает на все вопросы, делает себе пометку и обещает разобраться, идем дальше.

— Почему вы пригласили нас именно в Центральный парк?

— Для меня этот парк — одно из самых ярких воспоминаний детства. Из поселка Кирова, в котором я вырос, мы приезжали сюда с родителями. Тогда здесь было единственное в городе колесо обозрения, — показывает Савинцев вглубь парка, — работали и другие аттракционы.

Вообще мне кажется, что Центральный парк всегда был любимым местом отдыха горожан. Сейчас мы хотим вернуть ему это звание. Парк вошел в проект туристско-рекреационного кластера "Барнаул — горнозаводской город", включенного в этом году в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма". Вхождение в программу позволит получить краевое и федеральное финансирование на реализацию проекта.

Прогулка с Игорем Савинцевым по Барнаулу.
Анна Зайкова

— Размер поддержки, которая будет выделена по этой программе, уже известен?

— На первом этапе будет профинансировано создание инженерной инфраструктуры кластера. До 2016 года федеральный бюджет окажет нам поддержку в размере 1 млрд. 200 млн., еще по 100 млн. выделят край и город. Если будет все нормально, то уже в этом году мы начнем работу над первым объектом — газовой котельной для теплоснабжения всех объектов туркластера. Плюс сегодня заканчивается подготовка документации на реконструкцию двух мостов через Барнаулку — на проспектах Социалистическом и Ленина.

— Что изменится в парке?

— В планах у нас воссоздание элементов аптекарского сада, в котором росли травы для изготовления лекарств в Горной аптеке, расположенной напротив. Здесь, — показывает Савинцев на Барнаулку, которая протекает через парк, — обустроим набережную. Не просто очистим берег от травы и мусора, но и закроем его камнем. Вот впереди мост. Сейчас он полуразрушен, но его тоже будем приводить в порядок.

— Кроме парка в проект кластера "Барнаул — горнозаводской город" входит еще ряд объектов. Расскажите о них подробнее.

— Проект подразумевает также создание музея под открытым небом, но для этого нужно решить проблему с собственниками и восстановить для туристов Барнаульский сереброплавильный завод. Планируется организовать историко-познавательный комплекс "Демидовская площадь" с пешеходной улицей Ползунова. Для этого нужно убрать трамвайные пути, на что пока не поднимается рука — первый трамвайный маршрут в Барнауле пошел именно отсюда, со Старого базара, — выходя из парка, Игорь Григорьевич обращает наше внимание на белое двухэтажное здание диспетчерской. — Это тоже своего рода историческая ценность. Может быть, будем искать другой вариант: заменим эти рельсы на новые бесшумные, движение по которым не будет влиять на находящийся в филармонии орган. Предусмотрена торгово-культурная зона с превращением улицы Льва Толстого в пешеходную. Задачи амбициозные, потому что много придется вкладывать в восстановление исторических зданий, посмотрите, в каком они сейчас состоянии, — указывает он на здание 1880 года постройки на углу проспекта Социалистического и улицы Мало-Тобольской — бывший универмаг "Сухов с сыновьями". — Но самое главное, что есть желание и люди, которые готовы это делать. Также мы обустроим культурный комплекс Соборной площади, где, по нашим данным, сохранился фундамент Петропавловского собора. Есть идея сделать раскопки этих фундаментов, не повредив общую концепцию площади. Также проект включает Нагорный парк и конгрессно-выставочный центр.

— Расскажите про проект конгрессно-выставочного центра. О нем пока известно меньше всего.

— У Барнаула в отличие от соседних регионов до сих пор нет площадки, которая могла бы обеспечить проведение масштабных мероприятий. Это ущемляет интересы всего края. Пока для строительства центра мы рассматриваем место на правом берегу Оби площадью порядка 30 га. Сегодня у нас фактически есть инвестор, который готов взяться за этот проект. Наша задача — подготовить инженерную инфраструктуру, для того чтобы он мог зайти на эту площадку.

Заворачиваем с проспекта Социалистического на улицу Ползунова, по ней медленно ползет трамвай. "Вот видите, даже водители боятся испортить орган, поэтому так медленно едут", — отмечает градоначальник.

Игорь Савинцев.
Анна Зайкова

Троллейбус в Новоалтайск и альтернативные дороги

— Еще один большой для Барнаула проект — создание агломерации. В июне стало известно, что он вошел в число 14 пилотных проектов по совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в России. Что это даст городу и другим территориям?

— Пока такого понятия, как агломерация, в законодательстве просто нет, в Министерстве регионального развития еще только обсуждают, что это такое. Но в конечном итоге нам бы хотелось добиться финансирования этого проекта. Любая агломерация предусматривает усиление хозяйственных, трудовых и культурно-бытовых связей. Барнаульская агломерация интересна тем, что связи включенных в нее муниципалитетов начинают работать без какого-либо нашего вмешательства. Сегодня Барнаул поставляет трудовые ресурсы для Новоалтайска, и наоборот — тысячи человек из города и Первомайского района ежедневно ездят в Барнаул, чтобы работать. По схеме в проект агломерации пока входят три муниципалитета, но по сути сюда могут быть включены также Косиха, Калманка и Павловск. Когда такие проекты насаждают сверху, они идут очень тяжело. Здесь получается наоборот: агломерация объединяет то, что уже работало.

— Хотя пока и без федерального финансирования, но процесс создания агломерации уже идет. Какие шаги намечены для реализации проекта?

— Первое, с чего нужно начинать, — транспортная доступность. Здесь есть три шага. Первый — регулярное транспортное сообщение. Неслучайно есть поручение губернатора наладить троллейбусное сообщение с Новоалтайском. Второй момент, поддержкой в реализации которого губернатор заручился на уровне руководства страны, — Северный обход. Сейчас через город, по нашим подсчетам, проходит примерно 4,5 тысячи единиц транзитного транспорта в сутки. Обход сможет разгрузить наши дороги. Третий момент — реконструкция старого коммунального моста. Сейчас мы делаем проектно-сметную документацию, думаю, что через год работы начнутся.

— Когда будет пущен долгожданный троллейбус до Новоалтайска?

— По нашим расчетам, для того чтобы это было рентабельно для перевозчика, необходимо наличие 10 троллейбусов, которые могут ездить без контактной сети. К концу этого года у нас будет четыре такие машины, в следующем году мы вновь планируем закупки. Это должно быть регулярное сообщение, а не только утренний и вечерний маршруты. Как только у нас будет необходимое количество единиц транспорта, троллейбусное сообщение мы запустим.

— Раз уж мы затронули тему транспорта, расскажите, какие планы по развитию дорожной сети города есть у администрации.

— В ближайшей перспективе — реализация двух проектов, — на перекрестке проспекта Красноармейского и улицы Ползунова мэр останавливается и начинает объяснять схему, которая ему хорошо знакома. — Сейчас готовим проектно-сметную документацию на строительство дороги, которая позволит выезжать напрямую с улицы Загородной вот сюда, к этому перекрестку. Если в следующем году мы это сделаем, у нас появится хороший выход в центр города через улицу Кутузова. Тогда через год мы сможем перекрыть улицу Гоголя и начать ее реконструкцию — она требует не просто нового асфальтового покрытия, в первую очередь там нужно проложить ливневую канализацию, — разворачиваемся и идем назад, в сторону еще одной в будущем пешеходной улицы — Льва Толстого.

— А проект переноса трамвайных путей с проспекта Ленина еще жив?

— Решение для мостового перехода на Новом рынке очень непростое, но тоже есть. Когда мы начали более глубоко рассматривать вопрос развязок, появилось предложение, которое нужно согласовывать с железной дорогой. Развязка ведь может, например, уходить под этот мост. Также можно не просто перенести трамвайные пути, а опустить их вровень с асфальтом, как это сделано на проспекте Строителей. Но правильно было бы все-таки увести пути на вспомогательный мост, а существующий сделать полностью автомобильным.

Прогулка с Игорем Савинцевым по Барнаулу.
Анна Зайкова

Совершенно другой город

— В последние годы не только новые районы, но и центр города заметно преобразился — отремонтированы фасады, появились скамейки, новые ухоженные клумбы. Но такая ситуация пока, к сожалению, не во всех районах.

Барнаул в цифрах и фактах (данные за семь месяцев 2014 года)
Михаил Хозяйкин

— Знаете, в выходные я позволяю себе ходить на работу пешком. Гуляю по городу по традиционному для меня маршруту — проспектам Красноармейскому, Социалистическому и Ленинскому. Думаю, что, если бы случилось что-то невероятное и весь город стал таким, как проспект Ленина от площади Октября до речного вокзала, это была бы самая большая мечта любого руководителя. Наверняка все замечали, что, если ехать с Потока и пересечь площадь Октября, сразу попадаешь в совершенно другой город.

— А вообще, какое место в городе вы можете назвать любимым?

— В Барнауле у меня не может быть нелюбимых мест, потому что это моя родина, я много труда вкладывал в город, когда был строителем, и сейчас отдаю ему многое. Но, наверное, для каждого человека нет ничего более любимого, чем место, где он вырос. 32 года с самого рождения я прожил в районе поселка Кирова, который в народе называют Булыгино. То, каким поселок был в моем детстве, нельзя сравнить с тем, что он представляет собой сейчас. Это был пригород Барнаула, можно сказать, полусельская местность, где, естественно, не было никакой инфраструктуры. Развиваться поселок начал на моих глазах.

Детство для меня — это еще и та природа, которая была у нас в поселке: это лес вокруг, Барнаулка, по которой весной и до середины лета можно было плавать на лодке, а зимой делать площадку и играть в хоккей. За рекой был прекрасный луг, где мы играли летом в футбол.

Сегодня мне, конечно, больно смотреть на то, в каком состоянии находится река, потому что она практически полностью заросла сорняком. Наша задача — попасть в краевую программу по водным ресурсам и очистить Барнаулку и Пивоварку.

— Хорошо, что мы с вами дошли до улицы Льва Толстого. С фасадов исторических зданий здесь убрали часть рекламы, но часть ее все равно осталась. Эта работа будет продолжена?

— Этот вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки. Сегодня мы вносим в наше муниципальное законодательство изменения, которые помогут решить проблему. Скоро мы подойдем к такому моменту, когда рекламы в городе будет гораздо меньше.

Прогулка с Игорем Савинцевым по Барнаулу.
Анна Зайкова

Повседневные задачи

На улице Льва Толстого по сравнению с парком очень людно. Здесь как нигде чувствую, что иду по городу с мэром: взгляды на него обращены со всех сторон. Когда останавливаемся, чтобы сделать пару фотографий, из магазинчика выходит мужчина, здоровается. Игорь Григорьевич здоровается в ответ. Вспоминаю человека из парка, который просил помочь, и в голове возникает вопрос.

— За то время, что вы руководите городом, много проблем удалось решить. Какими победами вы гордитесь?

— Обеспеченность города не позволяет закрыть все проблемные места, но иногда решение даже маленького вопроса может быть очень значимым. Как пример, три года назад мы приняли для себя, я считаю, правильное решение заниматься пригородными поселками. Там люди имеют право пользоваться теми же благами, которые доступны жителям центра. Мы начали восстанавливать освещение хотя бы на тех улицах, которые ведут к школам или детсадам. Помимо этого, стали системно подходить к обеспечению водой. Также три года назад приняли программу "Дороги частного сектора", и теперь, когда в населенном пункте появляется хотя бы одна центральная дорога, которая заасфальтирована, мы понимаем, что сделали определенный шаг. Да, за три года было сделано порядка 90 дорог, всего их у нас более 750, но поступательное движение есть.

Также три года назад начали заниматься придомовыми территориями, и это тоже наша совместная с администрацией края маленькая победа. На сегодня порядка 80% дворовых территорий приведены в порядок. Думаю, что за следующие два года доведем это дело до конца.

Наверное, можно гордиться тем, что с прошлого года мы практически решили поставленную президентом задачу обеспечить местами в детсадах детей от 3 до 7 лет. В этом году закроем проблему с оставшимися 400 обманутыми дольщиками. Теперь главное — не повторить аналогичных ситуаций в будущем. С одной стороны, все это посведневные задачи, а с другой — серьезные вопросы.

Справка

Игорь Савинцев.
Анна Зайкова

Игорь Григорьевич Савинцев — глава администрации Барнаула. Родился 18 октября 1952 года. В 1978 году окончил Алтайский политехнический институт им. И. И. Ползунова по специальности "инженер строитель-технолог". Начал свою трудовую деятельность прорабом опытно-производственного хозяйства "Западно-Сибирское" в 1978 году. В администрации Барнаула работает с 2006 года. Занимал должности председателя комитета по управлению муниципальной собственностью, заместителя главы администрации города. В 2008 году назначен первым заместителем главы администрации по градостроительству и земельно-имущественному комплексу. С 22 декабря 2010 года глава администрации Барнаула.

Мнение

Игорь Савинцев,
глава администрации Барнаула:

Большое количество торговых центров — понятие относительное. Если сегодня ТЦ строятся, наполняются, туда ходят люди, значит, это востребовано. Что бы мы ни говорили, любой ТЦ — это, помимо всего прочего, еще и рабочие места, а значит, благо для населения.

Факт

На создание инженерной инфраструктуры кластера "Барнаул — горнозаводской город" до 2016 года из федерального бюджета выделят 1 млрд. 200 млн. рублей.

Справка

Три года в Барнауле работает программа по ремонту придомовых территорий. За это время отремонтировано 80% городских дворов.