сентябрь 8, 2014
Тимур Нигматуллин, аналитик "Инвесткафе".
В последнее время серьезно обострился конфликт на востоке Украины, в Луганской и Донецкой областях. После новых обвинений Запада в поддержке сторонников федерализации в адрес РФ существенно возросла вероятность очередного раунда ужесточения санкций против нашей страны, и на этот раз ужесточения кардинального.
Президент США и канцлер Германии после недавних телефонных переговоров заявили о том, что такой сценарий развития событий рассматривается. Более того, канцлер Германии и председатель Еврокомиссии заявили, что пакет новых ограничений будет принят уже в ближайшее время.
Понятно, что риски, связанные с дальнейшим ужесточением санкций со стороны ЕС и ряда стран АТЭС, крайне негативно скажутся на экономике нашей страны. Взять хотя бы тот факт, что на страны, готовые принять очередную порцию ограничительных мер против РФ, приходится около 70% мирового ВВП, тогда как отечественная экономика формирует лишь где-то 2,9% глобального показателя по паритету покупательной способности. Таким образом, силы явно неравны.
В этом контексте я предлагаю рассмотреть возможный сценарий дальнейшего развития ситуации на примере Ирана, против которого несколько лет назад мировое сообщество также начало постепенно вводить все более и более жесткие санкции.
Итак, начало санкционного процесса против Ирана до мелочей совпадает с тем, что происходит в отношении РФ. На основе обвинений в разработке ядерного оружия за период с 2007 по 2010 год Иран подвергся некоторым символическим ограничениям. Так, были заблокированы активы ряда принимающих участие в ядерном проекте лиц и введены визовые запреты для них. Также заморозке активов подверглись несколько компаний и организаций. Экономический эффект этих санкций "нулевого" уровня, как и в случае с Россией, оказался несущественным.
Поняв, что символические санкции фактически не действуют, а Тегеран продолжает развивать ядерную программу, Совбез ООН кардинально расширил список ограничений. После этого США почти сразу же ввели жесткие запреты на инвестиции в иранскую экономику для иностранных компаний и приняли жесткие меры против банковского сектора. ЕС отказался от закупок иранской нефти, что втрое обвалило экспорт. Все это привело к сначала плавному, а потом обвальному ослаблению иранского реала. По мере ухудшения ситуации в его экспортозависимой экономике национальная валюта Ирана к середине 2013 года ослабла примерно на 150%. Продуктовые товары подорожали на сопоставимые величины, а безработица достигла 14,1%. После этого Тегеран пошел на уступки и санкции были частично сняты.
На мой взгляд, нечто подобное может ожидать и РФ. Впрочем, важно учитывать, что наша экономика гораздо больше иранской и она несколько более диверсифицирована. Также немаловажно то, что экономические связи России с Китаем и странами Евросоюза не позволят вводить серьезные санкции быстрее, чем в течение нескольких лет. В противном случае это станет шоком для всей экономики Евразии.
Итак, если ситуация на Украине выйдет из-под контроля и там произойдет масштабная гуманитарная катастрофа, но не случится полноценного военного конфликта с вовлечением стран Европы, вполне можно ожидать развития событий по иранскому образцу. Впрочем, здесь нужно учитывать, что этот процесс с учетом ранее перечисленных особенностей российской экономики затянется не на три-четыре года, а продлится до пяти-семи лет.
Последствия будут схожими. Это и безостановочный рост безработицы, и довольно плавное по сравнению с Ираном, но неотвратимое ослабление рубля к доллару по 20-30% в год и снижение реальных доходов населения (с учетом корректировок на инфляцию). При этом апокалиптическом сценарии, если, конечно, верить в его реализацию, целевого уровня по паре доллар/рубль просто нет. В этой связи любую не используемую для потребительских расходов наличность целесообразно конвертировать в доллары.