Муниципалитеты не должны заниматься бизнесом

сентябрь 15, 2014

Леонид Гункевич, один из лидеров "Деловой России".

Один из лидеров "Деловой России" опубликовал концепцию оптимального взаимодействия муниципалитетов с инвесторами:

Ни для кого не секрет, что на федеральном и региональном уровне идет активная работа по улучшению инвестиционного климата территорий: разработаны инвестиционные стандарты, "дорожные карты", проведена апробация национального рейтинга, — вопрос определенно поставлен во главу угла. Однако становится все очевиднее, что многие реальные проблемы находятся на уровнях "ниже" — в муниципалитетах. Именно там инвестор по факту ведет деятельность и сталкивается со многими сложностями и барьерами.

Поэтому предпринимательское сообщество все чаще выступает за то, чтобы проблемы ведения бизнеса решались в контексте задач совершенствования системы местного самоуправления и качественного улучшения работы администраций муниципальных образований. Причем акценты расставляются таким образом: наиболее важно не формальное выполнение обязанностей, а реальное желание и возможность помочь бизнесу, адекватно сопровождая его деятельность на каждом этапе. Разумеется, каждый муниципалитет имеет свои особенности, но вместе с тем практически у всех есть проблемы системного характера — общие для всех.

Согласно Европейской хартии 1985 года (которую наша страна также подписывала) муниципальная власть отделена от государства. Именно этим положением заложены основные принципы демократии и самоуправления. Но это не означает, что закон для местных органов власти не писан и они могут делать все, что захотят. Существует достаточно инструментов, позволяющих встроить муниципальную власть в общую систему. И прежде всего, на наш взгляд, это разработка инвестстандартов.

Создание и внедрение стандартов обяжет муниципалитеты раскрывать информацию, детализировать ее, доводить до каждого заинтересованного лица. Например, рассмотрим ситуацию с земельными участками. Давно сложился парадокс: земли в России много, но ее нет. То есть земля как бы есть, но часто даже в муниципалитете не имеют полной картины — в чьей она собственности, где и какие находятся инженерные сети и коммуникации, к какой категории относится участок. Необходимо, чтобы вся информация по ним была открыта. Дальше больше: муниципалитеты часто становятся этакими "собаками на сене". Даже при жестком дефиците земель в обороте они продолжают отказываться в достаточной мере межевать их и готовить к вовлечению; медленно и печально меняют границы городских образований и привлекают новые земельные участки.

Еще один связанный аспект: вмененная обязанность по наличию у муниципалитета генерального плана развития формально выполнена, но почему бы не пойти дальше и не разработать такой документ, где было бы четко отражено, что планируется построить на том или ином участке, вплоть до конкретного проекта? И тогда будет не важно, кто владеет землей, — все будут знать, что здесь в перспективе будет жилой микрорайон, а здесь — промзона. Это даст возможность другим предпринимателям принимать решения о развитии своего бизнеса.

В идеале все должно выглядеть так. Есть инвестор. Он хочет реализовать проект. Для принятия решения ему необходимо зайти на инвестиционный портал региона и получить весь необходимый объем информации. Причем информация должна постоянно обновляться. И отвечать за это должны муниципалитеты, заинтересованные в том, чтобы об их территории узнали и пришли к ним. И существующей практикой инвестпаспорта здесь не справиться. И формальный подход с отписками тоже не поможет. Скорее всего, для этого потребуются специалисты, которых пока на местах попросту нет, но учитывая, что мероприятие это не разовое, есть смысл говорить и о подготовке кадров. А руководить этими специалистами должны не просто "крепкие хозяйственники", а люди с внутренней моральной ответственностью, которым будет стыдно и обидно, что инвестиции к ним не идут.

Мы хотим через разработку и внедрение муниципальных инвестстандартов улучшить инвестклимат. Создание подобных стандартов — это благо как для бизнеса, так и для муниципалитетов. Эффективность внедрения будет проверяться через рейтинги муниципального инвестиционного климата. То есть по заданным параметрам можно будет сразу понять и дать оценку, насколько эффективно работает местная власть.

Мы готовы прописать все, что должны делать муниципалитеты и федеральные органы власти на местах, ресурсоснабжающие организации, региональные власти. А также оценить степень их взаимодействия. Тогда и получится полная картина, позволяющая делать выводы, определить проблемные точки и на их основе принимать управленческие кадровые решения.

Муниципалитет не должен заниматься бизнесом. Это главное. Чиновники должны создавать условия для развития бизнеса и минимизировать участие МУПов и различной формы "дочек" администрации на рынке.

Те инициативы и проекты по созданию муниципального инвестстандарта по изменению практики управления, подходов к администрированию, по расширению полномочий местной власти, с которыми выступает "Деловая Россия", это не очередные рекомендательные документы — это практическое руководство к действию.