Параллельная вертикаль. Элиты замерли в ожидании: кого будущий премьер Путин возьмет в правительство?

апрель 30, 2008

Владимир Путин оставит пост президента 7 мая, после чего возглавит правительство. По утверждению некоторых экспертов, в настоящее время активно идет подготовка условий для комфортной и эффективной работы «национального лидера» в новом статусе. Так, на днях «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, согласно которому более 500 полномочий правительства перейдут федеральным органам исполнительной власти. Большинство этих полномочий – «технические функции», которые, отмечают эксперты, невыгодны для имиджа будущего премьера.

А 25 апреля Виктор Зубков подписал распоряжения по изменению численности аппарата правительства. В нем созданы три новых департамента — пресс-службы, протокола и подготовки текстов и публичных выступлений премьера. На эти должности уже назначены вчерашние сотрудники крем­лев­ской администрации. Пресс-секретарем (и по совместительству заместителем руководителя аппарата правительства) стал Дмитрий Песков, шефом протокола – замначальника аппарата правительства Антон Вайно, руководителем департамента подготовки текстов – бывший руководитель референтуры Владимира Путина Дмитрий Калимулин. У кого же еще есть шансы попасть в правительство?

Каким будет правительство Путина? Найдется ли в нем место выдвиженцам из регионов? Пока не на все вопросы есть ответы. Публикуем прогнозы экспертов.

«Премьер займется стратегией»

Алексей Мухин, директор российского Центра политической информации:

– Владимир Владимирович в принципе сказал уже, что намерен увеличить количество вице-премьеров до 9–11. На самом деле все нынешние вице-премьеры сохранят свой функционал. Единственное, что Сергей Нарышкин, скорее всего, потеряет должность руководителя аппарата правительства и сосредоточится просто на внешнеэкономических проектах на территории ближнего зарубежья.

Скорее всего, Дмитрий Козак как главный разработчик отношений с регионами повысит свой статус до вице-премьерского. Кроме того, предполагают, что и Игорь Сечин как руководитель аппарата получит вице-премьерский пост.

Борьбой с коррупцией в кабинете министров, скорее всего, будет заниматься Виктор Иванов, тоже вице-премьер. Есть большая вероятность того, что Виктор Зубков сохранит свой пост в кабинете Путина и станет первым вице-премьером вместе с Сергеем Ивановым. Скорее всего, Зубков получит некие контрольные функции в этой связи. Возможно, Николай Патрушев повысит свой статус до вице-премьерского и будет заниматься безопасностью. По сути, девятка и набралась. Такая удлиняющаяся скамейка вице-премьеров позволит разгрузить премьера Путина от хозяйственной текучки и сосредоточиться на стратегическом планировании и стратегическом управлении кабинета министров.

Что касается иных раскладов, то совершенно очевидно, что кабинет Владимира Путина будет обладать гораздо большими политическими полномочиями, нежели нынешний кабинет Зубкова. Уже одно то, что губернаторы и главы регионов подчиняются непосредственно правительству, отчитываются во всяком случае перед ним… А теперь, судя по новому указу, и мэры, отчитывающиеся перед главами регионов, выстроились в этакую региональную вертикаль, и она замкнута на премьер-министре, а не на президенте.

Также ходят устойчивые слухи, что институт полномочных представителей президента будет реформирован. «Политические комиссары» станут экономическими в связи с новым районированием, которым сейчас активно занимается Дмитрий Козак. И тоже будут подчинены именно премьеру.

«Партийного правительства не будет»

Павел Салин, ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры России:

– Думаю, что правительство Путина мы получим в первую неделю инаугурации Дмитрия Медведева. То есть примерно с 8 по 14 мая. По поводу персональных назначений, практически весь апрель ходят слухи о кандидатурах на различные посты. Во многом это, конечно, информационные спекуляции. Потому что, хоть Путин и сказал, что он определился с основными кандидатурами, на мой взгляд, он сделал это, чтобы немного снизить уровень конфликтности в элитах. Потому что борьба за посты грозила серьезными осложнениями для транзита власти. Предварительные кадровые решения, конечно, есть, но окончательные будут приниматься накануне инаугурации Дмитрия Медведева. Поэтому по кандидатурам говорить рано.

Что касается структуры правительства, то уже всем ясно, что будет больше вице-премьерских постов, это давно прогнозировалось. Увеличится количество госкомитетов. И если раньше был основная связка премьер-министр и министр, то сейчас основная связка – отраслевые вице-премьеры и главы госкомитетов.

Что касается так называемого партийного правительства, про которое говорит «Единая Россия», то, возможно, в перспективе четырех лет мы к этому придем. Но по итогам майских перестановок правительство вряд ли будет партийным. Сейчас на ответственных постах в правительстве уже есть члены «Единой России». Скорее всего, они свои посты сохранят. Но не только из-за своей партийной принадлежности, а потому что они функционально подходят под новое правительство. Может быть, еще несколько членов «Единой России» получат назначение, но не на ключевые посты, а где-то на уровне, условно говоря, глав агентств. Новые люди, скорее всего, появятся на уровне вице-премьеров. Возможно, из президент­ской администрации. Я имею в виду Сечина и еще ряд фигур.

Факт

Владимир Путин внес изменения в указ об оценке эффективности работы региональных властей, возложив на правительство обязанности по сбору статистических и ведомственных данных, сверке их достоверности по каждому региону и уточнению существующих методик, сообщает пресс-служба Кремля. Эксперты оценивают этот шаг как дополнительный элемент «встраивания» региональных руководителей в «премьерскую вертикаль». Говорят даже о включении губернаторов и ряда представителей региональных элит в систему правительства (это стало возможным после принятия соответствующих поправок в законодательство).