сентябрь 23, 2014
В краевой столице есть несколько механиков, готовых помочь всем желающим сделать из своего обычного автомобиля так называемый "корч" — машину для гонок или дрифта. Они разрабатывают и воплощают в жизнь проекты разного уровня сложности, что называется, под ключ. И в последнее время, когда автомобильное движение в целом (и тюнинговое в частности) в Барнауле на подъеме, их услуги оказываются востребованными.
Swap-тюнинг автомобилей.
Стас Филатов.
Один из таких мастеров — 29-летний барнаулец Николай Сыпко. Он — руководитель автоклуба UGT: Altai Motorsport Club, автоспортсмен со стажем, известен в интернет-сообществе как Кamikadze_gt. Последние 5 лет активно выступает на соревнованиях по всей Сибири. Список призовых мест за эти годы накопился такой, что не умещается на одну стандартную страницу А4. Около года назад Николай открыл автомастерскую The Swapper's, специализирующуюся на swap-тюнинге.
Swap-тюнинг — так называют замену начинки автомобиля, когда вместо одного узла или агрегата ставят другой, с более высокими качественными характеристиками и показателями. То есть поменять "убитый" двигатель на аналогичный, но новее — это не swap, а вот поставить на машину принципиально другой мотор, не предусмотренный производителем (как правило, более мощный), да еще и турбировать его — это и есть то, что на сленге тюнеров называется "свапануть движок".
Когда мы ставим, например, нестандартный двигатель, приходится проявлять инженерную фантазию, решать множество задач. Поэтому это стоит совсем других денег. В этом деле постоянно нужно включать пространственное мышление, чтобы у тебя получилось подключить все системы двигателя. Впрочем, мы со временем уже приноровились и выработали разные готовые схемы, но при этом почти всегда приходится искать уникальные решения.
Рынок swap-тюнинга получил мощный импульс в развитии после того, как в апреле 2011 года вышел приказ МВД, согласно которому в ГИБДД перестали сверять номера двигателей. С того момента замену мотора уже не нужно регистрировать в инспекции. И именно свап двигателя и его турбирование чаще всего заказывают клиенты The Swapper's. Особенно в тех случаях, когда "родной" силовой агрегат стоит уж слишком дорого.
Так, например, сейчас в работе у Николая необычный проект — он ставит на грузовую "ГАЗель" легендарный японский двигатель 2JZ-GE мощностью 220 л. с., который Toyota с 1990 по 2007 год устанавливала на такие модели, как Mark II, Chaser, Cresta, Soarer, Supra и др. JZ — вообще самый популярный двигатель для свапа (известна присказка автолюбителей "джейзет — лучше для мужчины нет"). Казалось бы, зачем коммерческому грузовичку мощная рядная "шестерка", которую ставят на легковушки любители быстрой езды?
Ответ кроется не столько в желании "делать" всех со светофора. "Новый родной 402-й мотор на “ГАЗель” стоит под 200 тыс. рублей, контрактный — под сотню, — приводит расчеты Сыпко, — а тут за те же 100 тыс. рублей владелец получит надежный японский двигатель, автоматическую коробку переключения передач и кондиционер. Хорошие бонусы, не правда ли?"
Самые популярные контрактные моторы — японские JZ и UZ — стоят в диапазоне 35–45 тыс. рублей. Еще примерно во столько же обойдется их установка. Но только в том случае, если мотор нужно поставить в заднеприводный или полноприводный автомобиль с продольным расположением двигателя. В противном случае потребуется масса дополнительных работ, и стоимость переделки возрастет ориентировочно до 150 тыс. рублей.
Одним двигателем swap не ограничивается — меняются коробки передач, подвески, передние панели и многое другое. "Свапануть" можно практически все узлы в автомобиле. И когда дело доходит до строительства специально подготовленных для соревнований (обычно — по драгрейсингу или дрифту) автомобилей, именно так и происходит.
Подсчитать, сколько денег нужно вложить для того, чтобы сделать из обычной серийной машины заточенную под соревнования "гонку", непросто — уж слишком индивидуален каждый конкретный случай. Но в среднем полный свап какой-нибудь подержанной "японки" будет стоить, по словам Николая Сыпко, около 600 тыс. рублей. Но иногда бюджет "корча" может перевалить за отметку 1,5 млн. рублей.
"Деньги, потраченные на тюнинг, не отобьются никогда. Всегда намного дешевле продать старую машину и купить более мощную, быструю и красивую. Но есть вещи, которые невозможно купить. Наши клиенты — это люди, которые привязываются к своим авто. Они постепенно, но постоянно что-то улучшают в своей машине. И эмоции, которые они получают от своих творений, бесценны", — говорит Николай Сыпко.
Чтобы хоть примерно представить себе, во сколько может обойтись полный swap-тюнинг, скажем, подержанного японского седана, мы попросили Николая Сыпко рассказать об этом на примере своего автомобиля. Сколько он сам вложил в машину, посчитать не представляется возможным — все 10 лет, что Carina ED служит Николаю, она перманентно переделывается и совершенствуется. Однако он рассказал об основных изменениях своего ставшего гоночным автомобиля и о том, сколько придется потратить желающим повторить его путь. Приведенные им цены можно считать минимальными. Приводятся они без учета стоимости работ по установке. Средние цены монтажа агрегатов примерно равны их стоимости. То есть все представленные ниже ценники можно смело умножать на два (если не отмечено иное).
Toyota Carina ED Black Rocket Edition 1994 года выпуска
Зачем: это увеличило табун лошадей под капотом на добрую сотню, удвоило крутящий момент, плюс новый мотор более надежный.
Сколько стоит: цена за подобный контрактный двигатель — около 40 тыс. рублей.
Зачем: позволяет выдержать повышенные нагрузки при возросшей мощности, улучшает динамику разгона.
Сколько стоит: от 50 тыс. рублей.
Переделка с полного привода на задний, изменение расположения ДВС с поперечного на продольное
Зачем: возможность установить мотор 1UZ-FE; задний привод — главный критерий дрифтового автомобиля, с ним легче пустить машину в занос.
Сколько стоит: от 100 тыс. рублей.
Зачем: увеличивает давление воздуха во впускном коллекторе и повышает мощность двигателя от 500 до 650 л. с.
Сколько стоит: 60 тыс. рублей. Установка вместе с переделкой системы выхлопа — около 100 тыс. рублей.
Зачем: сбрасывает в атмосферу избыточное давление, создаваемое турбиной во впускном коллекторе.
Сколько стоит: 8 тыс. рублей.
Зачем: позволяет управлять турбонаддувом.
Сколько стоит: 12 тыс. рублей.
Зачем: производительнее стандартного, он позволяет удовлетворять возросшие потребности двигателя в топливе.
Сколько стоит: около 5 тыс. рублей.
Зачем: турбина сжимает воздух, при этом он нагревается. В горячем воздухе меньше кислорода, необходимого для оптимального процесса горения. Когда впускной воздух нагревается, падает мощность. Интеркулер охлаждает воздух и не дает терять "лошадей".
Сколько стоит: от 8 тыс. рублей.
Передняя подвеска кастом с углом поворота колес 75°
Зачем: сократился радиус поворота, что облегчает управление во время дрифта.
Сколько стоит: цена нового комплекта (рычаги, ступицы, стойки, наконечники, тяги и др.) — от 40 тыс. рублей.
Зачем: удерживают пилота во время перегрузок, защищают при столкновениях.
Сколько стоит: сиденья — от 15 тыс. рублей, ремни — от 4 тыс. рублей.
Зачем: защищает водителя даже при очень серьезных ДТП.
Сколько стоит: от 50 тыс. рублей (вместе с работой).
Зачем: если загорится двигатель, система сама его потушит.
Сколько стоит: от 15 тыс. рублей.
Зачем: дают возможность эффективно останавливать ставший более быстрым и мощным автомобиль.
Сколько стоит: от 25 тыс. рублей.
Зачем: передают водителю показания разных датчиков — температуру двигателя, давление масла, вольтаж, температуру выхлопа, соотношение воздуха и бензина в топливной смеси и многое другое. Позволяют следить за всеми системами автомобиля и предотвращать серьезные поломки.
Сколько стоит: каждый "будильник" — от 5 тыс. рублей.
Обвес, антикрыло
Зачем: делают внешний вид машины более спортивным и агрессивным; антикрыло прижимает авто к земле на большой скорости.
Сколько стоит: оригинальные обвесы — от 120 тыс. рублей, реплики — от 25.
Аэрография от барнаульского мастера Ивана Ильющенко
Зачем: придало автомобилю индивидуальности.
Сколько стоит: от 3 до 5 тыс. рублей за один элемент кузова (крыло, дверь, капот и т. д.).
До 50 литров на 100 км увеличился расход автомобиля Николая Сыпко после тюнинга.