Владельцы алтайских АЗС усомнились в качестве проверок бензина

октябрь 3, 2014

С середины сентября местное отделение Федерации автовладельцев России (ФАР) проверяет бензин на алтайских заправках в поисках запрещенных присадок. Картина пока складывается неутешительная: получается, что половина АЗС в Барнауле торгуют некачественным топливом. Продавцы бензина в свою очередь ставят под сомнение методику анализа.

АЗС.
Михаил Хаустов

Мониторинг качества топлива ФАР проводит по всей России. Для этого федерация разослала своим региональным представительствам тест-полоски Test Way. Их разработали в Госуниверситете нефти и газа им. Губкина. Экспресс-тест работает только по одному, но важному параметру — показывает наличие запрещенных металлсодержащих присадок, повышающих октановое число бензина.

В Барнауле с тест-полосками по заправкам ездит десяток добровольцев в свободное время. Проверяют только бензин марки АИ-92 как самый востребованный. Чтобы провести анализ, нужно капнуть немного бензина на тестер. Если его цвет поменялся, значит, присадки обнаружены. Результаты заносят . Потом результаты со всех регионов сведут в единую карту.

В городах и районах края мониторинг еще продолжается, полные данные ФАР обещает огласить ближе к середине октября. Однако в Барнауле общественники проверили почти все намеченные ими АЗС, и уже можно подвести предварительные итоги. Так, запрещенные присадки нашли на 15 из 31 заправки. В число недобросовестных продавцов, по версии ФАР, попали "Октан", "Газойл", "ССК" и, главным образом, "Газпромнефть". А вот на всех заправках "Роснефти" присадок не нашли. Отметим также, что по бийской трассе до Белокурихи все 6 попавших в зону внимания ФАР заправок тест не выдержали.

Акция ФАР вызвала интерес у жителей города, ее обсуждали в соцсетях. 19 сентября — не выдержал нагрузки. Виктор Клепиков, председатель ФАР в Алтайском крае, объяснял это DDoS-атаками.

Юрий Матвейко,
президент Алтайского топливного союза:

Проверки качества топлива — вещь правильная и нужная. Вопрос только в том, что представляют из себя эти тесты. Они у меня есть, мы долгое время пытались понять их возможности. Они в начале показывают одно, а через час — другое. Поэтому никакой уверенности в достоверности этих тестов у меня нет.

По его словам, определить качество топлива можно только лабораторным анализом, который длится около двух суток. При этом Матвейко заверил, что в бензине крупных поставщиков, таких как "Роснефть" и "Газпромнефть" (у последнего, в частности, покупает топливо "Октан"), запрещенных присадок нет. Поэтому главным результатом кампании ФАР будут не достоверные данные, а лишь испорченная репутация некоторых компаний и всплеск интереса к экспресс-тестам, которые при себестоимости 50 рублей продаются в диапазоне 350–400 руб.

Источник в руководстве группы компаний "Газойл" подтвердил отсутствие присадок в продаваемом топливе, но признал, что на рынке недобросовестные продавцы присутствуют, однако получившаяся у ФАР карта ситуацию с качеством на рынке искажает.

Евгений Спириков,
член ФАР:

Доверие к тестам у нас есть, потому что их создавала не коммерческая организация, а ученые. Мы надеемся, что привлечем внимание контролирующих органов, которые провели бы лабораторные исследования. Нам они не по карману.

Справка

С помощью Test Way ФАР уже проверила качество бензина на 400 автозаправках в Москве, Санкт-Петербурге и шести регионах страны. Результат: на 70% из них в бензине превышены нормы содержания топливных присадок, применение которых ограниченно Техрегламентом.