октябрь 6, 2014
Тимур Нигматуллин, аналитик "Инвесткафе".
Росстат данные по индексу потребительских цен (ИПЦ) за сентябрь, по которым можно судить об инфляции в РФ. В целом результаты выглядят, прямо скажем, неутешительно. Очевидно, что значительное воздействие на них оказано санкциями и влиянием сначала присоединения к РФ полуострова Крым, а потом и военных действий на востоке Украины. Если говорить об этом более подробно, то, на мой взгляд, следует выделить два основных фактора воздействия на инфляцию. Во-первых, это ослабление рубля к основным валютам (доллару и евро), а во вторых, дисбаланс спроса и предложения на рынке пищевых продуктов из-за ответных санкций РФ в рамках так называемых санкционных войн с ЕС.
В итоге только за сентябрь рост цен в РФ составил значительные 0,7% против 0,21% за аналогичный период 2013 года. Если смотреть на накопленный показатель с начала года, то к концу первого осеннего месяца рост цен составил 6,33% против 4,72% годом ранее. Соответственно, даже если предположить, что в оставшиеся месяцы текущего года цены будут расти прошлогодними темпами (что вряд ли), то по итогам года нас ждет инфляция где-то в 8,1%. Впрочем, я думаю, что из-за сохраняющейся геополитической нестабильности рост будет выше и годовая инфляция подберется к 9%, то есть максимуму с 2008 года. С учетом околонулевых темпов экономического роста в РФ на этот раз это будет особенно болезненно ощущаться как населением с доходами, номинированными в рублях, так и бизнесом.
На мой взгляд, в виду вышесказанного сейчас можно говорить преимущественно о двух ключевых вопросах. В первую очередь: как повлияет на динамику цен возможная частичная отмена санкций? На мой взгляд, отмена санкций определенно способна замедлить инфляцию. Дело в том, что основным в разгоне инфляционного маятника является подорожание пищевых продуктов. Как только увеличится предложение товаров на рынке, по небезызвестному закону спроса/предложения цены начнут постепенно снижаться. Сетевая продуктовая торговля сейчас занимает около 25% соответствующего российского рынка, и конкуренция здесь очень высока, что должно будет в среднесрочной перспективе способствовать снижению цен даже без усилий того же ФАС.
Второй актуальный вопрос: как на рост инфляции отреагирует бизнес? В данном случае мое мнение остается неизменным. Из крупных публичных компаний больше всего пострадают операторы связи. Для них повышение тарифов с целью догнать инфляцию всегда является очень болезненным процессом, особенно для тех, кто не вводит новые продукты. Например, мне достоверно известно, что Ростелеком не выбирает всю квоту ФТС по повышению тарифов на услуги традиционной телефонии, боясь ускорить отток абонентов. При этом сотовые операторы в условиях растущей инфляции также чувствуют себя не намного лучше. Далеко ходить не нужно — взять хотя бы исследование ComNews, согласно которому с апреля 2013-го по апрель 2014-го средний уровень цен на услуги сотовой связи для частных абонентов снизился на 6,7%. Для сравнения: инфляция за аналогичный период, по моим расчетам, составила 7,6%. Различие в 14 п.п.! Очевидным является негативное влияние на данный бизнес возросшего инфляционного давления в связи с особенностями ценообразования в отрасли и отчасти усилением конкуренции.
Другое дело — розничный продуктовый ритейл. Взять хотя бы тот же "Магнит", у которого на продуктовые товары приходится чуть менее 90% выручки. Продуктовая инфляция сейчас по известным причинам опережает где-то на 2 п.п. или на 30% общий показатель. Поэтому компания может надеяться на опережающий динамику рост своей выручки по сравнении со средним показателем всего крупного бизнеса по РФ при одновременном умеренном росте себестоимости из-за высокой оборачиваемости запасов.