октябрь 6, 2014
Объявление Первой мировой войны сто лет назад стало началом конца для всех пивоваренных предприятий царской России. В 1914 году был введен сухой закон, приведший к упадку и консервации заводов, производящих любые алкогольные напитки. Из структуры экономики выпала целая отрасль — накануне войны в России работали около 1 тыс. пивоваренных заводов, выпускавших продукции на десятки миллионов рублей ежегодно, притом что литр пенного напитка тогда стоил в среднем от 6 до 10 копеек. На Алтае работали несколько пивоваренных заводов, собственники которых, помимо производств, открывали и сети розничных лавок по продаже напитка.
Пивзавод. Фото начала XX века.
В числе первых создателей пивоваренного производства на Алтае были братья Александр и Иван Ворсины — барнаульские купцы второй гильдии. Свой завод годовой мощностью 250 гектолитров пива они открыли в 1883 году. На предприятии были установлены три котла, работали десять человек. Сырье для пива использовалось местное, за исключением привозного хмеля, которое закупали в Рязанской губернии. Спустя уже 10 лет — к 1892 году — оборот пивоваренного завода составлял порядка 6 тыс. рублей.
Мощный рывок предприятие сделало в начале XX века, когда руководить семейным делом начал сын Александра Ворсина Николай, молодой человек, получивший хорошее образование в Риге как инженер-химик и прошедший стажировки в Германии и Австро-Венгрии. Он значительно модернизировал производство, на заводе были установлены современные паровые двигатели. Переоборудование позволило расширить как ассортимент выпускаемых сортов пива, так и виды тары. В числе марок "от Ворсиных" значились "Венское", "Мюнхенское", "Пльзеньское", "Баварское". Последнее неоднократно завоевывало на выставках в Мюнхене золотые медали.
Однако Ворсины были не единственными производителями и торговцами пенного напитка. Известно также, что на Алтае в 1880–1890-е годы открылись другие пивоваренные заводы в Барнауле и Бийске. Так, в 1885 году организовал предприятие дворянин Ипполит Андроновский. К 1892 году оборот его предприятия был ненамного меньше, чем у Ворсиных, и составлял 4,7 тыс. рублей, а к 1894 году этот показатель возрос втрое, к 1913 году предприятие Андроновского обеспечивало доход в 110 тыс. рублей. Пивоваренные заводы также открыли купцы Паньшин и братья Суховы. Но производство Паньшина существенно отставало по оснащенности от завода Ворсиных — известно, что в 1908 году на его предприятии все еще использовался конный двигатель.
В городе была создана широкая сеть питейных заведений и трактиров. Купцам — крупнейшим производителям пива принадлежало по несколько десятков такого рода торговых точек. Если в 1892 году купцы Ворсины содержали девять питейных лавок и их оборот составлял 15,5 тыс. рублей, то к 1913 году число заведений возросло до 22, они ежегодно приносили доход порядка 230 тыс. рублей. Не отставал от конкурентов и Ипполит Андроновский. У него в начале 1890-х годов тоже было 10 лавок, со временем их число также возросло, к 1913 году сыновьям Андроновского принадлежало 21 торговое заведение, доход которых составлял 53 тыс. рублей в год. Именно Андроновский открыл в Барнауле самый крупный и роскошный трактир, переименованный позже в ресторан "Метрополь", он располагался на пересечении современных проспекта Ленина и ул. Гоголя, в здании, где сегодня работает городской Дворец бракосочетаний. Здесь располагались обеденный зал, несколько номеров, бильярдная.
В 1907 году городская дума утвердила специальный документ, состоящий из 21 пункта, о правилах содержания пивных лавок. Среди требований значились, например, такие: строго соблюдать чистоту, иметь ледник, мебель, в том числе вешалки для верхней одежды, часы над стойкой, фонарь перед входом, приказчиками могли быть только мужчины не моложе 21 года. Азартные игры в пивных заведениях запрещались, отпуск розливного пива в одни руки допускался объемом не более одного ведра.
Вместе с тем пивоваренные предприятия открывались не только в Барнауле. Известно как минимум о двух заводах в Бийске. Не на пустом месте возник и работающий сегодня "Волчихинский пивоваренный завод". На рубеже XIX и XX веков производство пива в Волчихе наладил Рудольф Бифель — в большом деревянном доме с подвалом, где стояли огромные чаны.
Сохранились данные о том, что рабочие пивоваренных заводов проявляли гражданскую активность. Так, известно, что в 1912 году рабочие предприятия Ипполита Андроновского устроили забастовку, требуя принять обратно на работу одного из уволенных товарищей. Однако их требование выполнено не было.
Производство пива на Алтае возобновилось после окончания войны, но предприятия были уже национализированы. С заводом Ворсиных это произошло в январе 1920 года. Спустя три года он был объединен с дрожжевым заводом и стал называться "Алтпищетрест". К 1925 году трест объединял уже пять предприятий. Позже реорганизация происходила много раз, пока в 1949 году пивоваренный завод вновь не стал самостоятельным предприятием.
В 1918 году пивоваренное производство было налажено в Славгороде — на бывшем мыловаренном заводе. Начиная с 1938 года предприятие именовалось "Артель инвалидов имени 18-й партконференции". Завод был оснащен самым простым и недорогим оборудованием, но на тот момент его мощностей хватало на производство объема, удовлетворявшего спрос местных жителей.
Как писали Брокгауз и Ефрон, в конце XIX века больше всего пива употребляли в Мюнхене, где на каждого обывателя приходилось ежегодно 566 литров, в Бельгии — 165 литров, в Англии — 122, в Германии — 90, в Австро-Венгрии — 33, во Франции — 21, а в России — всего 5 литров.
Накануне Первой мировой войны по общему объему производства пива среди регионов России лидировала Петербургская губерния, где отпуск пива с заводов по оптовым ценам составлял 13 192 646 рублей.
На втором месте была Московская губерния — 7 879 581 рубль. Первое место по отдельным заводам занимало "Московское Трехгорное товарищество" с ежегодным производством пива на сумму 5,780 млн. рублей, затем следовали петербургские заводы "Калинкинский" (более 5 млн.) и "Бавария" (2,5 млн.).