Раскинули сети. Интернет продолжает дешеветь, а через четыре года появится в каждой третьей российской семье

май 29, 2008

В апреле по Барнаулу прошел слух: к нам приходит крупный московский интернет-провайдер «Корбина-Телеком». Тарифы неслыханные – 200 рублей за неограниченный доступ в Интернет, подключение во всех отделениях электросвязи с 1 апреля.

На деле информация оказалась всего лишь первоапрельский шуткой одного из местных изданий. Пользователи расстроились: всем хотелось Интернета еще дешевле и еще качественнее – «как в Москве».

На пороге бума

Не только в Москве, но и в России в целом начинается бум развития сетей широкополосного доступа в Интернет в городах с населением от 300 тысяч человек. Рынок растет бешеными темпами. По данным консалтингового агентства J’son&Partners (Москва), в 2006 году уровень проникновения «домашнего» широкополосного, самого на сегодня скоростного, доступа составил 6% от общего числа домохозяйств, в 2007 году – 11,7%. А уже к концу 2012 года аналитики прогнозируют, что более трети российских семей подключатся к «быстрому» Интернету.

Рост рынка побудил крупные интернет-компании к походу в регионы. Основная цель федералов – частные клиенты, которые хотят дешевый и быстрый домашний Интернет.

– Эти компании начинают понимать, что доходы от массового сегмента в ближайшем будущем могут быть сопоставимы с доходами от корпоративного, – говорит Григорий Бецков, старший консультант агентства J’son&Partners.

«Корбина» придет?

На этом фоне слухи о приходе «Корбины» не кажутся беспочвенными.

– В этом году мы рассчитываем сильно изменить жизнь многих регионов, – заявил на заседании Клуба региональной журналистики Александр Малис, гендиректор «Корбины-Телеком». – Мы поставили перед собой амбициозную цель – чтобы в течение двух лет был начат монтаж нашей сети в 65 городах России.

Что это за города, Малис не уточнил, но Барнаул вполне может оказаться в этом списке.

– На данный момент компании могут быть заинтересованы в том, чтобы зайти практически в любые регионы. Региональные рынки еще далеки от насыщения, у них значительный потенциал, – подтверждает Григорий Бецков.

Более того, очевидцы уверяют, что уже видели на сайтах о работе объявления от «Корбины» о наборе персонала в барнаульский филиал. Правда, Мария Шалина, директор департамента PR и рекламы «Корбины», затруднилась подтвердить ближайшие планы компании и предложила следить за новостями на корпоративном сайте.

Местные операторы уверяют, что о приходе нового игрока не слышали, но отмечают, что появление московичей возможно уже в ближайшее время. «Первой ласточки, вероятно, стоит ждать уже ближе к концу лета – началу осени», – прогнозирует Ольга Сухорада, маркетолог компании «Интелби».

Федералы уже пришли

И все же экспансия федеральных игроков на рынок частных пользователей уже началась.

Компания «Престиж-Интернет» (представлена более чем в 30 регионах), известная в Барнауле по марке «ЭНФОРТА» для корпоративного сегмента, в этом году запустила большой проект для частников – Enter.

– Этот рынок постоянно растет, и он недообслужен, – объясняет Вячеслав Губенин, директор проекта Enter. – Рост спроса част­ных пользователей на услуги Интернета растет быстрее, чем предложение.

Сейчас компания ведет активное строительство оптоволоконных сетей в Барнауле. Инвестиции оцениваются в несколько миллионов долларов. Пока Enter начала со спальных районов – оптоволокном уже охвачены несколько микрорайонов Индустриального района. В планах – охватить 50% барнаульских домов до конца этого года.

Готовы к экспансии

Тем временем местные операторы тоже не дремлют и готовятся к ожидаемой экспансии. Компании уже сейчас занимаются прокладкой собственных сетей и снижают тарифы. Так, фирма «Интелби» (торговая марка Metrolife) прокладывает собственные домашние сети в том же Индустриальном районе и поселке Южном.

– Собственные домашние сети позволяют уйти с медных линий связи и снизить затраты на подключение и обслуживание как со стороны провайдера, так и самого клиента, – рассказывает Ольга Сухорада. – В планах компании на июнь – подключение новых 17 домов как в центре города, так и в спальных районах.

Другой провайдер – «Интелека» – еще осенью предложил безлимитные тарифы от 400 рублей в месяц и планировал за год охватить сетями 100% многоквартирных домов. Комментировать ход реализации своих планов руководство компании отказалось.

По-прежнему сильны позиции «Сибирьтелекома». В июне компания обещает снизить тарифы на «безлимит», а недавно «Сибирьтелеком» начал прокладывать домовые сети, предложив подключение всего за 200 рублей.

«Сибирьтелеком» предлагает подключение за 600 рублей (вместе с модемом) и относительно низкие тарифы.

Интернет идет в край

В общем, сбывается прошлогодний прогноз экспертов «СК» о том, что цена на Интернет будет снижаться (так, «Интелби» уже предлагает «безлимит» от 250 рублей), а конкуренция расти. «Уже сегодня в некоторых домах Центрального района есть выбор между пятью провайдерами», – замечает Вячеслав Губенин.

В ближайшем будущем Григорий Бецков прогнозирует бурный рост абонентской базы, дальнейшее снижение тарифов, предоставление новых дополнительных услуг большим числом провайдеров и появление на рынке крупных федеральных игроков.

Кроме того, скоростной Интернет начинает продвигаться в край. «Сибирьтелеком» предоставляет услуги по технологии ADSL в городах и районах края, а в июне запускает беспроводные сети WiMAX в Бийске и Рубцовске.

Факт

Александр Малис, гендиректор «Корбина-Телеком»:

– В Москве пользователь «Корбина-Телеком» или наших конкурентов в среднем, если много пользуется Интернетом, платит за гигабайт трафика порядка 2–3 долларов. Если мы говорим не о Москве или Петербурге, то стоимость – от 20 до 100 долл. за гигабайт. То есть разница не в два-три раза, а в 10–50 раз!

Цифра

250 руб.

– самое дешевое предложение безлимитного Интернета в Барнауле.

Мнение

Григорий Бецков, старший консультант агентства J’son&Partners:

– Практически во всех регионах лидером является местная региональная компания (в большинстве мест их доля превышает 40–50%), остальной рынок, как правило, поделен между более мелкими локальными игроками. В связи с этим наиболее вероятным сценарием считается скупка одного или нескольких местных игроков (для набора некой начальной абонбазы) и дальнейшее расширение купленной сети.

Комментарий

Студент Даниил Бугаев выбирает, к какому провайдеру подключиться. Сегодня в «СК» он дает «народную» оценку провайдерам на основе их предложений и собственного опыта.

«Сибирьтелеком»

+ доступность, простота подключения

– частые обрывы связи, трудно дозвониться в службу технической поддержки.

«Интелби»

+ высокая скорость, качественная связь

– высокие тарифы на услуги ADSL, долгое ожидание подключения.

«Интелека»

+ понятные тарифы, высокая скорость, местный контент

– необходимость самостоятельно собирать подписи для подключения (одного человека не подключают), проблемы с сервисом.

Enter

+ ночной безлимит по приемлемым ценам

– не во всех районах есть возможность подключиться.