май 29, 2008
Классическому университету 35 лет. Ректор АлтГУ Юрий Кирюшин – о настоящем и будущем вуза «в самом расцвете сил»
– Один из показателей успешности вуза, на который ориентируются абитуриенты, – рейтинг. А вы доверяете рейтингам?
– Рейтинг нашего министерства отчасти формализован. Надо биться за 300 посадочных мест в столовой, за количество компьютеров… Нет такого, чтобы ректор любого вуза знал, по каким критериям тебя оценивают. С другой стороны, есть международное агентство Cibermetrics Lab., оно рекомендует 4000 вузов ежегодно и отмечает сотню лучших по стране – по информационным ресурсам, по цитированию в зарубежных изданиях, по ссылкам на наших ученых. Два года подряд мы занимаем восьмое место в России.
– Чувствуете конкуренцию между вузами?
– Чувствуем. В прошлом году в крае было на 2800 выпускников школ меньше, а к нам пришло на 500 абитуриентов больше!
– Тем не менее бороться за них намереваетесь?
– А мы и боремся! Мы создали систему лицеев и лицейских классов в Барнауле и в крае. И эти ребята уже изначально ориентированы на наш университет. Хороший пример системы непрерывного образования в райцентре Михайловское. Сначала мы открыли там лицейские классы, потом лицей, колледж и, наконец, филиал вуза. За эту систему я бился семь-восемь лет назад, потому что демографический спад уже был очевиден. Честно сказать, у нас в стране недооценивают это направление. Что такое университет в Штатах? Это не только высшее образование, но и система лицеев, колледжей, которые готовят стюардесс, коков для морского флота! Если бы к нашим вузам также присоединить колледжи, техникумы, получилась бы хорошая система непрерывного образования.
– На что АлтГУ сегодня не хватает денег?
– Не хватает на строительство. В 2005 году нам утвердили проект 16-этажного общежития, а потом эту программу прикрыли. Сейчас собираюсь обсуждать этот вопрос с депутатами от Алтайского края, чтобы помогли.
Общежитие нам очень нужно. Вы даже не представляете, как с введением ЕГЭ изменилась ситуация в университете! У нас раньше около 80% студентов были из Барнаула, а теперь их только половина, ЕГЭ уравнял шансы. Другая тенденция – в последние три-пять лет на естественнонаучные специальности стало поступать до 80% ребят из села. Понимаете, лицеи в Барнауле вводят факультативы, второй иностранный, латынь, приглашают популярных профессоров, а учебные часы отбирают у основных предметов. Сельские ребятишки, наоборот, делают упор на основные предметы.
– Что нового для абитуриентов в классическом университете?
– В этом году мы не открыли новых специальностей. Дело в том, что к 2010 году Россия должна перейти на двухуровневую систему образования, и мы активно перестраиваем учебный процесс. До 1 сентября 2009 года мы еще будем набирать тех, кто сможет получить специальность, но одновременно на всех факультетах открыты бакалавриат и магистратура. Специальность впоследствии уйдет, будет возможность получить только степень бакалавра или магистра.
– В университете сохраняется целевой набор?
– Да, у нас хорошие связи с рядом предприятий, и около 50% бюджетного набора происходит на целевую подготовку. В Михайловском районе в структуре филиала есть колледж, и химические предприятия заказывают нам технологов, химиков и сразу обеспечивают их жильем – это записано в обязательстве, плюс зарплата 8–10 тысяч. Работаем с «Геофизикой», заводом «Ротор». Заключается тройной договор между организацией, университетом и абитуриентом. Студент во время учебы проходит на предприятии практику и после окончания вуза идет туда работать. У нас 50% поступивших ребят заранее трудоустроены! У юристов вообще 100% распределение, потому что 50% набора – это заказ прокуратуры, краевого суда, следственного комитета, УВД.
– Говорят же, в стране перепроизводство юристов и экономистов...
– На периферии этого нет. В Москве, Санкт-Петербурге – да, потому что там море негосударственных вузов.
– Как вы реагируете, когда бизнес говорит о том, что подготовка кадров не соответствует современным требованиям?
– Когда мы заключаем договор о целевой подготовке, мы конкретно говорим предприятию: обозначьте, что вам надо, какие курсы, семинары. Вот один из способов решить проблему.
Цифра
18800 студентов в Алтайском государственном университете, из них 70% учатся бесплатно.
Факт
Плата за обучение для студентов дополнительного набора в классическом университете в этом году увеличится в рамках инфляции – примерно на 10%.
Цитата
Юрий Кирюшин:
– В прошлом году на юрфак поступала девочка. По двум ЕГЭ у нее было 100 баллов, а по третьему – 96. И она уже не проходила по конкурсу! Я ее сверх плана зачислил. Такого ребенка нельзя упускать. С другой стороны, инвалиды и сироты зачисляются в вузы вне конкурса, им достаточно иметь только положительные оценки. Парадокс в том, что мы их зачисляем, но как только им исполняется 18 лет, три четвертых не подтверждают инвалидность на переосвидетельствовании. Мы примерно знаем, сколько стоит эта справка в районах. Поэтому ввели порог оценок и для таких абитуриентов – с тройками уже не берем.
Блиц
– Как изменились студенты
за 35лет?
– Они стали более независимыми, самостоятельными, очень хорошо знают свои права, но, к сожалению, редко обязанности. Они менее начитанны, но более информированны.
– Как изменились преподаватели?
– Преподаватели изменились в лучшую сторону. Я им так говорю: студенты – наши работодатели. Пока они есть, есть мы. И они это понимают, стараются соответствовать, повышать квалификацию.
– Как изменились вы?
– Я стараюсь тоже соответствовать времени. Не зря я, наверное, профессор, доктор наук – у меня аналитический склад ума. Стараюсь предугадывать ситуацию на год, на два вперед, и когда изменения подходят, мы к ним уже готовы.
Юрий Кирюшин о...
...возможностях
– При желании у способного студента сегодня много возможностей – именные стипендии, гранты… У нас около сотни студентов побеждают в олимпиадах. Это гордость. В прошлом году, например, выиграли первое место в России в олимпиаде по математике.
...ЕГЭ
– С одной стороны, после его введения гуманитарии стонут, что первокурсников надо почти целый год дотягивать – в школах в последние месяцы натаскивают на ЕГЭ и не учат программному материалу. С другой стороны, количество студентов, которые сдают первые сессии на «отлично», увеличилось на 300–400 человек. Все-таки ЕГЭ отбирает лидеров.
...науке
– В прошлом году на науке заработали 33 миллиона. В основном зарабатывают два факультета – исторический и биологический. В 90-е годы, когда я еще был завкафедрой археологии, мы имели две трети от всего объема хоздоговорных работ в университете. Сейчас у меня лично семь-восемь грантов.
...кадрах
– У нас кадровой проблемы нет. Средний возраст преподавателей – 41 год. Не хочу говорить, сколько миллионов мы тратим ежегодно, но каждому аспиранту раз в год оплачиваем командировки в любую точку страны на месяц, защиту диссертаций, публикацию работ. Точно так же с докторантами. У нас уже целая куча докторов, которые получили звание в тридцать с небольшим. Правда, здесь есть и другая сторона – их порой переманивают.
...объединении вузов
– АлтГУ готов возглавить федеральный вуз! Если надо, я пойду на это объединение совершенно спокойно, это необходимость. У нас в крае 23 специальности дублируются в разных вузах. С другой стороны, до недавнего времени у нас в университете было восемь докторов философских наук – зачем в каждом университете открывать кафедру философии, если они могли бы в любом вузе читать лекции? Сейчас, чтобы пройти аттестацию, вузы вынуждены развивать даже непрофильные кафедры.