октябрь 15, 2014
Строительная компания "МДС-Алтай", получившая лицензию на добычу песка с правого берега Барнаулки, уже полгода не может приступить к разработке карьера: власти не согласовывают ей участок. На том же месте администрация города намерена строить грузовую дорогу и пытается отозвать лицензию у строителей.
Берег Барнаулки.
Анна Зайкова
В начале октября в кабинете Петра Гладышева, председателя барнаульского комитета по дорожному хозяйству, должны были пройти публичные слушания по проекту планировки грузовой автодороги по правому берегу Барнаулки. Однако их пришлось перенести: на слушания пришли больше сотни человек, и в администрации просто не нашлось помещения, чтобы всех их рассадить.
Большинство из пришедших к зданию комитета — сотрудники "МДС-Алтай". Запланированная администрацией автодорога напрямую связана с интересами строителей. В марте этого года Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края выдало компании лицензию на добычу строительного песка на Булыгинском месторождении. Оно находится между Барнаулкой и Ленточным бором, то есть как раз там, где мэрия хочет строить дорогу.
До сих пор "МДС-Алтай" не может получить согласование на спорный участок, площадь которого составляет 69 га. В начале выяснилось, что участок неправомерно принадлежит городу — он забрал его, когда принимал на баланс бесхозную дамбу якобы для его эксплуатации. Но арбитражный суд по иску Главного управления имущественных отношений установил, что для этого потребуется лишь не более 5 га. Землю тогда у города забрали и сняли с кадастрового учета.
Чтобы получить этот участок, "МДС-Алтай" обратилась в ГУИО, но получила отказ. Ведомство ссылалось на то, что участок не сформирован и неясно, где границы участка и дамбы, а значит, тут затронуты интересы города. "Они проигнорировали свою же схему предоставления земельных участков, где говорится, что все работы по согласованию выполняет ведомство", — говорит Виктор Бубенин, соучредитель "МДС-Алтай". В итоге строители сами сделали схему участка, но комитет по архитектуре Барнаула ее не согласовал.
Предприниматели написали письма в мэрию, где предлагают сдвинуть дорогу ближе к бору, в сторону от месторождения. Более того, они готовы спроектировать и построить асфальтированную дорогу по своему участку за своей счет и потратить на это около 700 млн. рублей. Выгода от разработки карьера покроет эти расходы.
Абсурдно, когда бизнесу, готовому вложить деньги в строительство, не идут навстречу. Мы ведь не просто покопать и бросить собираемся, а комплексно осваивать участок: очистим русло, что понизит уровень грунтовых вод — автодорога по Кутузова не будет подвержена разрушению весной и осенью; проведем спрямление реки с берегоукреплением, а на месте карьеров сделаем зоны отдыха с детскими площадками и искусственным озером.
Однако в администрации этим увещеваниям не верят.
Работы по добыче песка на территории бывшего пляжа "Лесной пруд" неизбежно приведут к разрушению экосферы местности. Разработка карьера сопряжена с активизацией оползневых процессов: в результате реликтовый бор со временем начнет сползать вниз. Сброс ГСМ от техники неизбежно будет осуществляться в реку, и Барнаулка может окончательно превратиться в сточную канаву, из нее уйдет последняя рыба. Появление карьера в рекреационной зоне, помимо прочего, еще и обезобразит внешний вид нашего города, навредит развитию туристической отрасли.
По словам Боженко, лицензию "МДС-Алтай" удалось получить благодаря "чиновнику, по неопытности подписавшему заявку на исследование и добычу песка". Город уже направил в край письмо с просьбой отозвать лицензию. Решение по этой просьбе еще не принято, сообщил Виктор Бротцман, замначальника управления природных ресурсов.
Отозвать юридически правильно выданную лицензию непросто, говорят эксперты.
Для этого есть два основания: невыполнение условий пользования недрами либо если деятельность представляет угрозу.
Доказывать то или другое придется с помощью проверок и судебных процессов.
А пока в суд обратилась сама "МДС-Алтай" с иском к ГУИО и мэрии, где требует, чтобы чиновники согласовали ей участок. Отказываться от карьера, куда компания уже вложила более 37 млн. рублей на геологоразведку, бизнесмены не намерены.
По плану мэрии дорога от пр. Красноармейского до шоссе Ленточный бор позволит увести грузовой транзит из жилой застройки, разгрузив трафик в Центральном районе. Это будет асфальтированная дорога с двумя полосами в каждую сторону. Проект предусматривает снос частных домов на правом берегу Барнаулки. Подробности в комитете по архитектуре обещают предоставить после объявления повторных публичных слушаний.