Эксперты рассуждают о том, сможет ли Алтайский край накормить Россию

октябрь 16, 2014

16 октября в Барнауле впервые начнет работу биржа деловых контактов "АлтайПродМаркет", призванная соединить местных производителей продуктов питания и представителей крупнейших торговых сетей. Алтайскую пищевую отрасль будут представлять более 70 компаний. Со стороны ритейлеров — более 30. Как заявляют местные власти, мероприятие будет взаимовыгодное: предприятия освоят новые рынки сбыта своей продукции, а торговые сети восполнят пробелы в ассортименте, возникшие из-за исключения импортной продукции. Произойдет ли это и сможет ли Алтай накормить Россию, об этом рассуждают производители продукции, ритейлеры и чиновники.

Супермаркет.
Олег Богданов

Согласно официальным данным на конец августа, удельный вес алтайской продукции в ассортименте местных магазинов составил 62%. По отдельным группам — мясные полуфабрикаты, хлеб, молочная продукция — он превышает 80%. Что касается импорта, то его доля равна 3–5%. В федеральных торговых сетях она чуть выше — около 10%. В первые дни введения Россией продовольственных санкций представители федеральных торговых сетей сообщили, что планируют расширить сотрудничество с Израилем, Турцией, Латинской Америкой и Северной Африкой.

Татьяна Зеленина: "Проблема дороговизны ж/д перевозок действительно существует"

По словам начальника Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, вопрос транспортировки местного продовольствия в отдаленные регионы может быть решен положительно. Соответствующая просьба была отправлена в правительство.

— Прошло два месяца с момента, когда Россия ввела продовольственные санкции в отношении ряда товаров из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. За это время отметили ли вы возросший интерес к нашим продуктам питания?

— Спрос на продукты питания, произведенные в Алтайском крае, традиционно высокий. Рост объемов производства в пищевой отрасли региона, который мы наблюдаем, прямым образом отражает рост интереса к этой продукции. Так, по итогам работы января – августа текущего года индекс промышленного производства пищевых продуктов в регионе составил 105,0% к аналогичному периоду прошлого года.

Положительная динамика наблюдается в выпуске растительных масел, круп, масла сливочного, сыров, воды минеральной, нектаров, сыворотки, молока, цельномолочной продукции, мясных полуфабрикатов и других продуктов. За восемь месяцев года объем отгруженной продукции собственного производства увеличен на 4,1%. У товаропроизводителей благодаря объявленному курсу на импортозамещение появилась уникальная возможность нарастить объемы производства и расширить ассортиментный портфель. Прежде всего нужно обеспечить рост производства сельхозпродукции, необходимой в переработке, — сырого молока, зерна, мяса.

Петр Боос: "Спрос на мясные деликатесы уже очень высок"

Генеральный директор компании "Брюкке" утверждает: российские потребители все чаще покупают отечественные продукты питания. Связывает он это с взыгравшим чувством патриотизма. Руководитель мясоперерабатывающего завода не исключает, что на этой волне могут "подняться" и алтайские предприятия.

— Петр Рогустович, представители молочной отрасли края говорят, что за время продовольственных санкций спрос на их продукцию не вырос. И вообще, на этот счет они высказываются довольно скептично. У вас за последние два месяца что-то изменилось в этом плане?

— В этом году мы впервые увеличили объемы производства. Сбыт идет свободно, на складах ничего не задерживается.

— Вы это связываете непосредственно с запретом импорта?

— На этот вопрос сложно ответить, надо проводить специальный анализ. Но клиенты у нас добавились, могу сказать точно. Правда, они не очень крупные.

Мария Курносова: "Мы хотим найти новых поставщиков с интересной продукцией"

В следующем году "АШАН" планирует открыть первый гипермаркет в Алтайском крае. Как сообщила директор по внешним коммуникациям компании в России, уже сейчас торговая сеть работает примерно с 20 поставщиками из нашего региона. Претензий и нареканий по качеству алтайской продукции у торговой сети нет.

— Работает ли ваша торговая сеть с производителями продуктов питания из Алтайского края? Если нет, то почему?

— Компания "АШАН" работает примерно с 20 производителями продуктов питания Алтайского края. Это производители молочной и кисломолочной продукции, сыров, рыбы, меда, круп, кондитерских, хлебобулочных и макаронных изделий. В основном это скоропортящиеся товары, которые поставляются в такие города, как Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Тюмень. Но есть поставщики, чья продукция продается во всех гипермаркетах "АШАН". Одним из таких примеров является производитель сыров компания "Киприно". Объемы поставок зависят от поставщиков и конкретного региона, поэтому сложно дать общую оценку.

Опрос. А что у вас изменилось за время санкций?

В начале сентября местные власти сообщили: торговые сети и органы исполнительной власти Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга, а также регионов Дальнего Востока после запрета ввоза на территорию страны иностранного продовольствия заинтересовались алтайскими продуктами. Их интересовали поставки продукции с длительным сроком хранения: сыра и сливочного масла, мясных деликатесов и колбасных изделий, крупяной продукции. В этой связи мы решили спросить: а что у вас изменилось за время санкций?

Денис Зюзин,
генеральный директор ГК "Киприно":

Сейчас есть повышенный спрос на качественные сыры, но для их выпуска необходимо такое же качественное молоко-сырье. Статистика показывает, что за последние 10 лет его производство в России выросло всего на 3%. А спрос на сыры увеличился на 20–30%. Покупатели нам звонят, спрашивают про сыр. Мы бы и рады его сделать, вот только из чего? Так и получается, что своими санкциями наша страна поддерживает только Белоруссию.

Иван Зырянов,
генеральный директор тепличного комбината "Индустриальный":

Ничего. Санкции на нас никак не отразились. Основные конкуренты из Китая и Узбекистана как работали, так и работают на нашем рынке.

Александр Орлов,
директор свинокомплекса "Фунтики" Топчихинского района:

Наша свинина стала более востребованной. Правда, не могу точно утверждать, связано ли это с продовольственными санкциями России или в целом ситуацией на рынке. В любом случае я оцениваю это только положительно.

Цифра

На 13,4% возросло производство сыра и сырных продуктов в Алтайском крае за 8 месяцев нынешнего года.

Смотри также: