"Хотелось бы зарабатывать". Сделала ли реформа ОСАГО этот вид страхования более прибыльным

октябрь 17, 2014

Этой осенью в годами не меняющейся автогражданке произошли серьезные сдвиги. Самые главные из них — увеличение лимитов выплат по "железу" и рост тарифов почти на треть. Страховые компании пока только приспосабливаются к новым условиям, но уже сейчас говорят: ОСАГО не станет для них финансово привлекательнее. Это значит, что работать на этом рынке страховщики по-прежнему будут без особого рвения.

Автомобиль в Барнауле.
Михаил Хаустов

Еще летом рейтинговое агентство "Эксперт РА" (RAEX) сделало прогноз финансового состояния страховых компаний после принятия поправок к закону об ОСАГО. Тогда еще было неясно, насколько Центробанк поднимет тарифы, и эксперты взяли за размер индексации условные 40%, то есть на четверть больше, чем получилось в итоге. Результат вышел такой: если в прошлом году страховщики считали убытки в 23 регионах страны, то после законодательных изменений они уйдут в минус уже в 69 субъектах РФ.

В Алтайском крае при этих расчетах убыточность этого вида страхования должна была бы . При этом край, по данным агентства, не был в числе регионов, где ОСАГО стал убыточным в 2013 году.

Инфографика: Изменения в ОСАГО на 2014 год.
Эксперты тогда пришли к выводу, что тарифы нужно поднимать минимум на 40–60%, иначе повышение лимитов обернется для страховщиков банкротством и трудностями с оформлением полисов ОСАГО в регионах. Последнее, к слову, в Алтайском крае в этом году было весьма ощутимо. Подобные цифры в федеральной прессе не раз называли руководители страховых компаний.

По словам местных участников рынка, в регионе ОСАГО не дает страховщикам прибыли последние 4–5 лет. "Работаем приблизительно в ноль, при этом еще несем расходы на зарплату сотрудникам и бонусы агентам. А хотелось бы зарабатывать на этом, мы же коммерческая структура", — рассказали в руководстве барнаульского филиала одного крупного страховщика. Многие работающие по ОСАГО компании стали сокращать издержки, например урезать премии агентам. Так, “Росгосстрах” теперь платит им не 10% от суммы договора, а лишь 1%.

Часть экспертов в убыточность ОСАГО не верит. Данные о финансовом результате страховщиков совершенно непрозрачные. Известны лишь цифры сборов и выплат, но помимо этого страховщики несут ряд затрат — обязательные выплаты в страховой фонд Российского союза автостраховщиков (РСА), на операционные расходы и самое главное — на судебные издержки и штрафы по искам недовольных выплатами автолюбителей. Это подтверждает отчет Национального рейтингового агентства.

Ограничить бизнес автоюристов, кроме введения процедуры досудебного урегулирования страховых споров, может и появление единой методики оценки ущерба (последнее должно произойти к концу года). Юрий Шаталов, автоюрист, говорит, что число исков действительно может сократиться, но без работы он не останется.

Юрий Шаталов,
автоюрист:

Мы уже подавали несколько заявлений по новому порядку досудебного урегулирования, но пока не получили ни одного удовлетворительного ответа, — говорит он. — А введение единой методики не избавит нас от страховых споров. Кто помешает страховщикам посчитать по-старому, тем более что они никаких документов с расчетами не выдают? Даже если клиент в них заглянет, как он поймет, какая там методика применялась? Придется обращаться к юристам, к независимым оценщикам. Все равно страховые компании всем справедливо платить не будут, иначе ОСАГО не будет для них прибыльным.

Одновременно с этим можно констатировать: оснований перестать навязывать дополнительные услуги при продаже полисов ОСАГО или даже вовсе под разными предлогами уходить от сделки у страховщиков не появилось.

Смотри также: .