октябрь 17, 2014
Этой осенью в годами не меняющейся автогражданке произошли серьезные сдвиги. Самые главные из них — увеличение лимитов выплат по "железу" и рост тарифов почти на треть. Страховые компании пока только приспосабливаются к новым условиям, но уже сейчас говорят: ОСАГО не станет для них финансово привлекательнее. Это значит, что работать на этом рынке страховщики по-прежнему будут без особого рвения.
Автомобиль в Барнауле.
Михаил Хаустов
Еще летом рейтинговое агентство "Эксперт РА" (RAEX) сделало прогноз финансового состояния страховых компаний после принятия поправок к закону об ОСАГО. Тогда еще было неясно, насколько Центробанк поднимет тарифы, и эксперты взяли за размер индексации условные 40%, то есть на четверть больше, чем получилось в итоге. Результат вышел такой: если в прошлом году страховщики считали убытки в 23 регионах страны, то после законодательных изменений они уйдут в минус уже в 69 субъектах РФ.
В Алтайском крае при этих расчетах убыточность этого вида страхования должна была бы . При этом край, по данным агентства, не был в числе регионов, где ОСАГО стал убыточным в 2013 году.
По словам местных участников рынка, в регионе ОСАГО не дает страховщикам прибыли последние 4–5 лет. "Работаем приблизительно в ноль, при этом еще несем расходы на зарплату сотрудникам и бонусы агентам. А хотелось бы зарабатывать на этом, мы же коммерческая структура", — рассказали в руководстве барнаульского филиала одного крупного страховщика. Многие работающие по ОСАГО компании стали сокращать издержки, например урезать премии агентам. Так, “Росгосстрах” теперь платит им не 10% от суммы договора, а лишь 1%.
Часть экспертов в убыточность ОСАГО не верит. Данные о финансовом результате страховщиков совершенно непрозрачные. Известны лишь цифры сборов и выплат, но помимо этого страховщики несут ряд затрат — обязательные выплаты в страховой фонд Российского союза автостраховщиков (РСА), на операционные расходы и самое главное — на судебные издержки и штрафы по искам недовольных выплатами автолюбителей. Это подтверждает отчет Национального рейтингового агентства.
Ограничить бизнес автоюристов, кроме введения процедуры досудебного урегулирования страховых споров, может и появление единой методики оценки ущерба (последнее должно произойти к концу года). Юрий Шаталов, автоюрист, говорит, что число исков действительно может сократиться, но без работы он не останется.
Мы уже подавали несколько заявлений по новому порядку досудебного урегулирования, но пока не получили ни одного удовлетворительного ответа, — говорит он. — А введение единой методики не избавит нас от страховых споров. Кто помешает страховщикам посчитать по-старому, тем более что они никаких документов с расчетами не выдают? Даже если клиент в них заглянет, как он поймет, какая там методика применялась? Придется обращаться к юристам, к независимым оценщикам. Все равно страховые компании всем справедливо платить не будут, иначе ОСАГО не будет для них прибыльным.
Одновременно с этим можно констатировать: оснований перестать навязывать дополнительные услуги при продаже полисов ОСАГО или даже вовсе под разными предлогами уходить от сделки у страховщиков не появилось.