октябрь 21, 2014
В шведских фьордах идет погоня за подлодкой. Возможно, когда вы прочитаете эти строки, ее уже найдут. А возможно, не найдут. И нет ее вовсе. Я могу предположить, что там, действительно, разыгралась некая трагедия. И мне очень жаль, коли так. Но вполне себе могу допустить, что это не трагедия, а фарс. Но я вовсе не хотел бы обсуждать подлодку как таковую. Я хотел бы поговорить с вами о Карлсоне.
Андрей Никитин.
Анна Зайкова
- Ужасно! - воскликнула мама. - Просто ужас какой-то!
Малыш мигом соскочил с постели. Ему не терпелось узнать, что же именно ужасно. И он узнал.
На первой странице газеты огромными буквами был набран заголовок:
"Что это: летающий бочонок или нечто другое?" А под заголовком - статья:
"Странный неопознанный объект летает над Стокгольмом. Очевидцы сообщают, что за последнее время неоднократно видели в районе Вазастана некий летающий предмет, напоминающий по виду маленький пивной бочонок. Он издает звуки, похожие на гул мотора. Представители Авиакомпании ничего не смогли сообщить нам относительно этих полетов. Поэтому возникло предположение, что это иностранный спутник-шпион, запущенный в воздушное пространство с разведывательными целями. Тайна этих полетов должна быть раскрыта, а неопознанный объект - пойман. Если он действительно окажется шпионом, его необходимо передать для расследования в руки полиции.
Кто раскроет летающую тайну Вазастана? Редакция газеты назначает вознаграждение в 10000 крон. Тот, кому посчастливится поймать этот таинственный предмет, получит премию в 10000 крон.
Ловите его, несите в редакцию, получайте деньги!"
- Бедный Карлсон, который живет на крыше, - сказала мама. - Теперь начнется на него охота.
Малыш разом и испугался, и рассердился, и огорчился.
- Почему Карлсона не могут оставить в покое! - закричал он. - Он ведь не делает ничего плохого. Живет себе в своем домике на крыше и летает взад-вперед. Разве Карлсон в чем-то виноват?
- Нет, - сказал папа, - Карлсон ни в чем не виноват. Только он... как бы это сказать... ну, несколько необычен, что ли...
Лет шесть назад я написал небольшое эссе под заголовком "Карлсон - русский!". История с поиском этой "русской подлодки" напомнило мне об этом тексте, который я решил повторить для вас ниже:
Мои знакомые, бывавшие в Швеции, недоумевают, отчего шведы не любят Карлсона. Скандинавы так поясняют свою позицию: "Но он же врун и хулиган". В музее Астрид Линдгрен русским туристам говорят, что писательница тоже была не в восторге от Карлсона. Так почему же "самого лучшего укротителя домомучительниц" не жалуют на родине, и так любят в России?
Конечно, тут можно списать все на обаяние мультяшного Карлсона или Карлсона театрального в исполнении Спартака Мишулина. Эти герои сильно отличаются от прототипа из книжки – углы сглажены. Однако, прочитав книгу Линдгрен во второй раз уже взрослым человеком (на ночь дочери), я понял, что дело не в мультике или спектакле, дело в душе Карлсона. Она у него… русская!
Живет в Стокгольме Малыш – вроде бы окружен заботливыми родственниками, дружит со сверстниками, но ужасно он одинокий, потому что жизнь вокруг разложена по полочкам, все выверено по часам и подчиняется четким законам, а места празднику – настоящему, не с запланированным "пирогом с восемью свечками" - нет.
И вот в эту размеренную, скучную жизнь врывается как разноцветная, шумная осенняя муха в "тихий час" жужжащее моторчиком непонятное существо, которое живет – страшно сказать – на крыше! Уже одно это необычно. Это существо любит доказывать, что оно самое лучшее в мире во всем. Что бы оно не делало – хорошее или плохое – это повод для непомерной гордости и… обиды, если кто-то не принимает это превосходство.
Карлсон не то чтобы врет. Он сочиняет. Но когда ему надо – врет, врет, стервец, так нагло и красиво, что ему хочется верить. А иначе – он так не играет. Вот этим "полетели шалить – я так не играю" он покупает Малыша с потрохами. Малыш тянется к нему, как к запретному плоду, как к яркому, но невозможному в его обычной европейской жизни явлению. Малыш знает, что в его судьбе все предопределено, настолько предопределено, что он даже опасается, а не достанется ли ему в этом предопределении старая жена брата Боссе. А с Карлсоном ничего такого нет – от Карлсона всегда стоит ожидать какого-то сюрприза.
Карлсон, при всех его издевательствах над простодушным Малышом, не лишен чувства справедливости. Его справедливость не по закону, а по правде. Он может не замечать собственной несправедливости. Но когда ему лично чего-то не додают – тут он будет вопить. Или когда обижают слабого, не он, а кто-то другой обижает. Тут Карлсон становится "ангелом отмщения".
Его борьба за справедливость противозаконна. Он не нуждается в помощи стражей правопорядка. Нет, "лучшее в мире приведение с мотором" вершит суд само. Он спасает младенца, оставленного беспечными родителями, и при этом решает примерно их проучить. Он наказывает жуликов, наказывает методами, которые сами далеко за гранью закона. И он рьяно вступается в бой с фрёкен Бок как с ограничителем свободы. Даже не свободы, ибо по западным меркам, она не ограничивает свободу Малыша, она действует в рамках закона, которым является воля родителей мальчика. Но вот на ВОЛЮ Малыша фрёкен Бок явно покушается, и это уже претит ПРАВДЕ Карлсона. Как же победить фрёкен? Только дать ей это странное чувство прикосновения к "загадочной русской душе", чтобы она начала что-то понимать, а там уже и прощать и даже восторгаться тем, что ей так недавно казалось ужасным. И тосковать (тосковать!) по карлсоновским выходкам: "Он улетел, но обещал вернуться...".
А самый главный эпизод, который заставил меня поверить в русскость Карлсона, - это случай с уборкой его домика. "Соображалка" (да-да, та самая, задорновская) Карлсона раскрутила Малыша сделать генеральную уборку в домике на крыше. При этом сам толстяк лежал и ничего не делал, а Малыш пахал с "завидным немецким качеством", да еще при этом получал словесные тычки от хозяина домика.
А что это было за жилище! Вместо стола – верстак, никаких удобств – все во дворе, то есть на крыше. Пол завален мусором. Вещи разложены не по полочкам, а пребывают в самых несуразных местах. Все это контрастирует с комнатой Малыша, где только что Карлсон сделал "генеральную уборку". Он "расчихал" по комнате содержимое пылесоса и превратил беленькие занавесочки в серые тряпки с бахромой, да еще чуть было не уничтожил самую дорогую марку Малыша.
Куда же Карлсон предложил выбросить весь мусор, собранный в домике его маленьким другом, ведь "на крыше нет мусоропровода"? Ну как же нет?! У Карлсона оказался "самый лучший мусоропровод в мире"! Он выхватил у Малыша ведро и лихо высыпал все содержимое с крыши прямо на прохожего с сигарой. Европейски воспитанный Малыш попытался было протестовать, на что Карлсон ответил: "А кто просит прохожих гулять под мусоропроводом?". После этой процедуры человечек с мотором сел на крылечке домика и стал грызть сушеную вишню, выплевывая косточки прямо на крышу, по которой они звонко катились вниз…
Мне почему-то кажется, что европейцам было скучно без "нашей угрозы". Нет, конечно, я не имею в виду то, что им всем прямо-таки хочется, чтобы их кто-то в ватнике, кирзачах, треухе и с АК-47 пришел и захватил. Но без нас у "Малышей" исчезла некая перчинка, исчез целый культурный пласт страшилок про русских, исчезла возможность додумывать эту самую угрозу, творить ее в разных сферах искусства и масс-медиа. Конечно, русская мафия и русские туристы - это было тоже весело, но как-то не так остро, как с подлодками, ракетами и красотками из КГБ. Теперь Карлсон вернулся. И его опять будут не любить, но жадно ждать захватывающих новостей о нем, пусть даже и немного придуманных.
И хотелось бы еще раз повторить вот этот диалог двух шведов, уже очарованных Карлсоном:
- Почему Карлсона не могут оставить в покое! - закричал он. - Он ведь не делает ничего плохого. Живет себе в своем домике на крыше и летает взад-вперед. Разве Карлсон в чем-то виноват?
- Нет, - сказал папа, - Карлсон ни в чем не виноват. Только он... как бы это сказать... ну, несколько необычен, что ли...