Валерий Нагорнов: "Конкуренция — лучший стимул к развитию"

октябрь 29, 2014

Ожесточающаяся год от года конкуренция на энергосбытовом рынке — реальность, определяющая векторы развития компаний, работающих в этом секторе. Сегодня в Алтайском крае осуществляют деятельность 11 поставщиков энергии и мощности. Как удержать клиентов в условиях нарастающей конкуренции? Почему платить за электроэнергию вовремя станет выгодно, а энергосбережение неизбежно должно прийти в каждый дом и на каждое предприятие? Повесткой дня крупнейшего игрока энергосбытового рынка Алтая — ОАО "Алтайэнергосбыт" — поделился генеральный директор компании Валерий Нагорнов.

Валерий Нагорнов, генеральный директор ОАО "Алтайэнергосбыт".
архив ОАО "Алтайэнергосбыт".

— Валерий Анатольевич, динамика последних лет показывает, что конкуренция на рынке растет, но согласно опубликованной "Алтайэнергосбытом" отчетности количество обслуживающихся у вас потребителей увеличивается. Чем это обусловлено?

— Думаю, во многом это результат реализации комплексной программы повышения клиентоориентированности, которая была запущена в 2012 году и включает мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания потребителей, расширение спектра дополнительных энергосервисных услуг. Сегодня "Алтайэнергосбыт" — крупнейший гарантирующий поставщик электроэнергии на Алтае (52% рынка в крае и 100% — в Республике Алтай), имеющий разветвленную сеть клиентских офисов и центров обслуживания, охватывающую все города и районы края и республики. Это наше конкурентное преимущество, позволяющее быть ближе к клиентам (предприятиям и домохозяйствам) и оперативно реагировать на все их потребности и с точки зрения обеспечения электроэнергией, и в части оптимизации затрат на энергоресурсы.

— Что конкретно реализовано в рамках программы?

— Нам удалось существенно усовершенствовать работу клиентских офисов. В районах Алтайского края и Республики Алтай построено 23 современных здания. Все наши представительства работают по принципу "единого окна": потребители могут не только заключить договор на поставку электроэнергии или произвести ее оплату, но и приобрести на месте, а также заказать электротехническую продукцию, оставить заявку на оказание энергосервисных услуг.

Одновременно компания расширяет каналы коммуникации с клиентами, работает над тем, чтобы сделать максимально комфортными для абонентов способы оплаты услуг. Так, кроме традиционных вариантов оплаты (почта, система "Город"), население имеет возможность общаться с компанией онлайн по всем вопросам. Для этого на сайте "Алтайэнергосбыта" работает "Личный кабинет клиента". Этот сервис позволяет оплачивать электроэнергию, следить за состоянием лицевого счета, просматривать историю начислений и оплат, передавать показания приборов учета, получать консультацию специалиста. Запущено и мобильное приложение "Личный кабинет клиента" на базе Android. При возникновении проблемы на сайте есть возможность задать вопрос непосредственно мне как руководителю.

Мы также участвуем в партнерском проекте, направленном на обеспечение доступности онлайн-сервисов для сельских жителей "Информационные технологии на селе (электронная деревня)". Благодаря ему в малых селах края открываются свободные точки доступа населения к сети интернет. В проекте под патронажем администрации края участвуют "Сбербанк России", компании "ВымпелКом" и "Ростелеком".

— Быть может, усилий недостаточно? Ваши потребители задолжали за электроэнергию более 1 млрд. рублей. Что вы намерены предпринимать?

— Ситуация действительно сложная. Основную часть долга сформировали предприятия промышленного сектора и ЖКХ. Мы предлагаем способы досудебного решения проблем: реструктуризацию долгов, гарантийные поручительства и другие. Однако такой подход не всегда находит отклик у неплательщиков. Применение в отношении многих из них крайней меры — ограничения энергоснабжения — затруднено и законодательно, и с точки зрения нашей социальной ответственности. Должники часто этим пользуются.

В ряде случаев мы вынуждены подавать иски о банкротстве. Недавно "Алтайэнергосбыт" впервые принял решение о продаже просроченной дебиторской задолженности юридических лиц. Практика российских поставщиков электроэнергии показала, что иногда это единственный способ возврата долгов.

— Существуют ли формы поощрения добросовестных плательщиков?

— Безусловно. Группа "Интер РАО", в состав которой входит "Алтайэнергосбыт", ежегодно проводит конкурс "Золотая опора" среди клиентов энергосбытовых компаний. Его цель — это как раз поощрение потребителей электроэнергии, соблюдающих договорные обязательства. По итогам работы в 2013 году "Отличником платежной дисциплины" среди алтайских промышленных предприятий признано ООО "Бочкаревский пивоваренный завод".

— Какие тенденции, характерные для российского рынка электроэнергетики в целом, вы считаете определяющими на сегодняшней день?

— Их много, но две хотелось бы отметить. Это последовательные шаги государства по ужесточению платежной дисциплины и активизация внедрения энергосбережения в быту и на производстве.

Подтверждением первой могут служить изменения в законодательстве. Так, внесены поправки в ФЗ "О кредитных историях", согласно которым коммунальные долги могут стать частью кредитной истории граждан. Совершенно справедлива законодательная инициатива Минэнерго РФ, прошедшая первое чтение в Госдуме, по установлению неустойки в размере 1/170 ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки оплаты электроэнергии. Пакет предложенных мер, на мой взгляд, нужно расширить введением солидарной ответственности за долги перед энергетиками для собственников объектов ЖКХ и лиц, которым эти объекты передаются на праве хозяйственного ведения.

Повышение интереса к внедрению энергосбережения мы фиксируем по числу обращений к нам потребителей. И в ответ на это всегда готовы предложить самые современные возможности экономии энергоресурсов, доступные всем, — и предприятиям, и домохозяйствам. Так, модернизация системы освещения сети строительных гипермаркетов "Формула М2" позволила снизить потребление электроэнергии на 30%. Есть положительный пример и в сфере ЖКХ. ЗАО "Горняцкий водоканал" одним из первых в крае получило энергетический паспорт, затем на его основе реализовало энергосберегающие мероприятия (была заменена часть оборудования на менее энергоемкое и т. д.), благодаря чему удалось снизить энергопотребление на 25%. Добавлю, что сегодня "Алтайэнергосбыт" готов обеспечить всем клиентам внедрение энергосберегающих технологий "под ключ", от услуг энергоаудита до поставки, монтажа оборудования и его дальнейшего обслуживания.

Факт

ОАО "Алтайэнергосбыт".
архив ОАО "Алтайэнергосбыт".

В 2012 году за вклад в социально-экономическое развитие и в честь 75-летия Алтайского края "Алтайэнергосбыт" удостоен Почетной грамоты администрации Алтайского края.

В 2013 году "Алтайэнергосбыт" стал победителем III Всероссийского конкурса "Лучшая энергосбытовая компания России" в номинации "Энергосбыт + энергосбережение" по итогам 2012 года.

В 2014 году "Алтайэнергосбыт" признан победителем регионального этапа конкурса на соискание Национальной премии "Золотой Меркурий" в номинации "За вклад в формирование социально ответственного бизнеса в России".