Почему бензин не дешевеет вслед за нефтью

октябрь 31, 2014

В середине октября стоимость нефти эталонного сорта Brent упала до $86 за баррель. Такой низкой цена на черное золото не была с декабря 2010 года. Между тем бензин в стране не дешевеет, а дорожает, причем быстрее инфляции. 

Автомобили в Барнауле.
Михаил Хаустов

Мы попытались разобраться, почему это происходит, и пришли к печальному выводу: . И на это есть несколько причин.

Причина № 1. Дешевеющий рубль

Российская экономика — часть мировой, и ситуация на мировом нефтяном рынке и другие глобальные события сильно влияют на стабильность оте­чественной валюты. В течение 2014 года почти на четверть, с 32 до 41 рубля. Расчеты за нефть, которую отправляют на переработку, у нас в стране происходят именно в рублях, поскольку налогообложение производится в национальной валюте.

Юрий Матвейко,
руководитель Алтайского топливного союза:

Безусловно, нефть для переработчиков в долларах получилась дешевле из-за падения ее стоимости на мировом рынке, но когда они посчитали ее стоимость в рублях, то стало ясно, что ситуация нисколько не изменилась.

Причина № 2. Дефицит бензина на внутреннем рынке

По данным Росстата, в первом полугодии в стране произвели 22 млн. тонн автобензинов. На экспорт уходит лишь 4% от общего объема производства. При этом объем производства снизился, а спрос, ежегодно растущий примерно на 3%, увеличился еще и за счет .

Инфографика: откуда АЗС Алтайского края берут топливо.
Но все было бы ничего, если бы в июне , который остановил производство бензина на нем, как ожидается, до ноября. Выход из строя завода, который поставлял на рынок лишь около 3% от общего объема бензина, вкупе с плановыми ремонтами на других заводах неожиданно (особенно остро это ощутили Алтайский и Красноярский края, а также Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области) и : цены на бирже взлетели вверх (средняя отпускная цена АИ-92 с НПЗ выросла с начала года к 7 октября на 29,4%, АИ-95 — на 25,4%), а нефтяные компании ограничили поставки на оптовом рынке. "Дефицит должен был бы покрываться накопленными запасами, но этих запасов нефтяным компаниям хватает только для обеспечения поставок бензина на собственные сети АЗС", — говорит в интервью "Коммерсанту" президент российского топливного союза Евгений Аркуша.
"Игроки рынка ждут, что ситуация с нехваткой топлива стабилизируется к середине ноября. Но больше их теперь волнует его оптовая цена", — говорит Матвейко.

Причина № 3. Политика ВИНКов ("Роснефть", "Газпромнефть" и другие)

Евгений Аркуша,
президент российского топливного союза:

Оптовый рынок нефтепродуктов в нашей стране носит олигопольный характер, в условиях отсутствия реальной конкуренции нефтяные компании на фоне повышенного спроса резко повышают биржевые цены.

Сегодня бензин АИ-92 на бирже стоит около 32,5 рубля. Примерно такую же цену выставляют ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании) при оптовой продаже напрямую. Закупать топливо по такой цене независимым трейдерам совершенно невыгодно, ведь доставка и операционные расходы заставят прибавить к цене топлива еще не менее 2,5 рубля, что сделает его неконкурентоспособным, ведь те же "Роснефть" и "Газпромнефть" держат цены "в пределах годовой инфляции", то есть не более 31 рубля. То, что на это есть негласное распоряжение правительства, давно стало секретом Полишинеля.

Виктор Костюков,
аналитик агентства "Топливный интегратор “Алгоритм”":

В результате образовавшийся диспаритет цен вынуждает владельцев независимых АЗС скручивать шланги до той поры, пока разница между ценой на стелле АЗС и мелкооптовой ценой (маржинальность розницы) не перешагнет 10%-ный рубеж. Ниже этой маржинальности доход от торговли товаром превышает затраты на содержание АЗС, разоряет ее владельца.

Торгуя в рознице по себестоимости или даже в убыток и зарабатывая на оптовых продажах, ВИНКи в условиях дефицита ограничили продажу бензина независимым операторам. Сами нефтяники это отрицают, но ФАС уже вынесла первые официальные предупреждения "Газпромнефти" и "Роснефти" за ограничение поставок бензина независимым участникам рынка. "Газпромнефти" даже пришлось 12 октября на время остановить ряд своих АЗС в Новосибирской области, чтобы выполнить требование ФАС и пропорционально распределить топливо между собственными и независимыми заправками.

Причина № 4. Спекуляции на бирже

Соотношение рыночной и оптовой цен в 2014 году на примере Новосибирска.
Монопольщики изучают поведение нефтяных компаний не только на оптовом, но и на биржевом рынке. Как правило, стремительный рост цен на бирже продавцы объясняют дисбалансом спроса и предложения. Однако антимонопольщики зафиксировали признаки манипулирования биржей со стороны нефтяных компаний и сейчас проводят по этому поводу проверку. Например, подозрение вызвали сделки, в которых время между появлением заявок на покупку и на продажу составляло меньше одной секунды или когда большую часть выставленного на торги топлива конкретного ВИНКа выкупала его же дочерняя компания.

Причина № 5. "Налоговый маневр" государства

Начиная с этого года правительство последовательно будет понижать экспортную пошлину на сырую нефть и повышать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). То есть все добывающие нефть в России компании будут платить в бюджет больше, а экспортеры — меньше.

Насколько подорожал бензин в рознице в 2014 году.
Эксперты объясняют смысл этого маневра тем, что в 2015 году заканчивается соглашение со странами Таможенного союза, которое ограничивает экспортные пошлины в этих странах в обмен на финансовую помощь со стороны России ($6,5–10 млрд. ежегодно). После этого экспортная пошлина у них может стать меньше российской в четыре раза. России это невыгодно: нефтяные компании начнут продавать нефть на экспорт через "дочек" в Казахстане и Беларуси, и тогда казна лишится солидных денежных потоков.
Раз вся добываемая нефть будет облагаться большим налогом, это неизбежно повлечет за собой рост цен на оптовом и розничном рынках бензинов.

Чтобы не допустить взрывного роста цен, государство собирается снижать акцизы. Однако тут встает новая проблема — дорожные фонды на 70% формируются именно из акцизных отчислений. Это вызвало дискуссию о том, как их пополнять. Глава Татарстана Рустам Минниханов, например, предложил компенсировать нехватку денег в дорожных фондах за счет увеличения стоимости бензина на один рубль. Но правительство пошло другим путем и решило выпадающие доходы фондов компенсировать за счет НДПИ. Как это будет происходить, чиновники пока не решили.

Однако в любом случае маневр будет бить по карману автомобилистов.

Татьяна Голикова,
председатель Счетной палаты России:

В итоге за все заплатит конечный потребитель, что, соответственно, приведет к ухудшению ситуации с доходами населения.

А замминистра финансов РФ Сергей Шаталов даже назвал конкретную цифру повышения цен на бензин в результате действий правительства — 1,8 рубля ежегодно.

Причина № 6. Государству невыгодно дешевое топливо

Цена топлива складывается из трех блоков: себестоимость, фискальная составляющая и прибыль.
"Вы видите, какая ситуация у нас в экономике и какие санкции сейчас применяются к нашей стране. Мы не можем получать кредиты в западных банках. А нефтегазовые доходы — порядка 63–65% бюджета, из них около 45% — нефтяные доходы. Правда такова, что эти доходы — основа нашего бюджета, то есть это зарплаты бюджетной сферы, пенсии, здравоохранение, образование, дороги и т. д.", — констатирует Юрий Матвейко.

Алтайский край — четвертый в рейтинге регионов с наиболее низкими ценами на топливо (бензин АИ-92). Дешевле бензин только в Омске, Кемерове и Новосибирске.

Около 520 АЗС сегодня насчитывается в Алтайском крае, из них 27 принадлежат "Газпромнефти", около 85 — "Роснефти".

Цифра

100–150 тыс. рублей обходится в месяц содержание одной АЗС в Алтайском крае.

Смотри также: