ноябрь 3, 2014
Суборбитальный туристический космический корабль "SpaceShipTwo" (SS2) в пятницу потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии в США, взорвавшись во время полета при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя, использующего топливную смесь на основе гранул полиамида и закиси азота.
По данным американских СМИ, взрыв произошел почти сразу после того, как космический "челнок" отделился от самолета-носителя "White Knight Two" (WK2) и включил собственный ракетный двигатель. Один из пилотов SpaceShipTwo, выполнявший испытательный полет, погиб, второму удалось катапультироваться. Он получил тяжелые ранения и был доставлен в больницу. Причина аварии пока неизвестна – космический челнок развалился на фрагменты.
Напомним, что SpaceShipTwo является проектом компании "Virgin Galactic", которая принадлежит британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону. При этом компания Virgin Galactic решила продолжить исследования в области космического туризма несмотря на эту катастрофу. Брэнсон заявил прессе, что уверен в будущем коммерческой космонавтики. В тоже время, катастрофа "SpaceShipTwo" не стала для инженеров проекта сюрпризом, так закись азота, использованная на судне в качестве горючего, не подходила для функционирования данной модели, заявил в субботу после инцидента биограф Ричарда Брэнсона, британский писатель Том Бауэр.
Между прочем, космический туризм для его организаторов обещал стать очень прибыльным, с годовым профитом более миллиарда долларов. Кстати, "SpaceShipTwo" - вовсе не единственный претендент на ежегодный куш в $1 млрд. Так, например, у желающих отправиться в космос за $100’000 "Space Adventures" принимает заказы уже с 2002 года, хотя количество туристов, уже заплативших за полет, не разглашается. Катать в космос туристов "Space Adventures" планировала на корабле "Explorer", который будет состоять из пятиместного реактивного челнока и созданного в России ещё в 90-х самолета-носителя М-55 "Геофизика".
Что касается "Virgin Galactic", то её проект "SpaceShipTwo" базируется на успешном проекте "SpaceShipOne" (SS1), выигравшем конкурс Ansari X-Prize. В отличие от него, проект номер "два" сможет нести на борту до 8 человек (6 туристов + 2 пилота), и существенно комфортнее. При этом челнок должен доставляться на пусковую высоту (около 20 км) с помощью самолёта-носителя (WK2). Максимальная высота полёта челнока – около 150-200 км, что даёт возможность туристам ощутить невесомость в течение около 6-ти минут. Сконструировал корабль "SpaceShipTwo" авиаконструктор Берт Рутан и его компания "Scaled Composites" специально для компании "Virgin Galactic".
Кстати, компания "Virgin Galactic" в октябре 2011 года в США в штате Нью-Мексико торжественно открыла первый частный космодром "Америка", с которого планирует начать отправку туристов в космос. Ричард Брэнсон потратил 209 млн долларов на постройку терминала и самой взлетно-посадочной полосы. Примечательно, что значительная часть этих денег пошла из госбюджета Америки.
Стоит отметить, что фактически катастрофа "SpaceShipTwo" поставила жирный крест на всём частном космическом туризме (вне рамках международной станции "МКС"), похоронив его на ближайшее десятилетие. А ведь многие эксперты ещё в середине 00-х годов предсказывали, что примерно через 10 лет космический туризм может стать относительно массовым, фактически превратившись в одно из направлений классического туристического бизнеса. Именно об этом отвечая на вопрос корреспондента инфогруппы "ТУРПРОМ" рассказал ранее известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. "Сейчас стоимость космического полета на МКС для туристов составляет десятки миллионов долларов, и такие полеты могут себе позволить всего лишь несколько десятков людей со всего мира. Соответственно, к туристическому бизнесу такие полёты имеют минимальное отношение. Однако суборбитальный полет обойдется туристам намного дешевле, и такие программы могут стать уже достаточно массовыми", - считает Сергей Лукьяненко. Суборбитальные полёты осуществляются на высоту 100-110 км, где на околоземной орбите туристы проводят примерно от 30 мин до 1 часа. Стоимость суборбитального полета в первые годы будет составлять порядка 200 тыс. евро, в дальнейшем, если спрос будет расти, цена может пойти вниз.
"Если проект окажется успешным, возможно такие старты в будущем будут осуществляться также и с Байконура. По нашим прогнозам после первого старта пройдет не менее 10 лет, когда можно будет говорить о какой-то массовости такого вида туризма", - добавил писатель. Пока же, как и на протяжении последних 10 лет, наибольшей популярностью у иностранных туристов в России, по данным писателя, пользуются следующие "космические" туры: в Звездный городок, экскурсии на предприятия ракетно-космической корпорации НПО "Энергия", а также в Космический Центр им.М.В.Хруничева, пишет .