Мораль в законе?

июнь 18, 2008

В начале июня депутаты Госдумы представили концепцию государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей.

Это и стало темой нашей дискуссии

Начать с родителей и семьи

Раиса Федорова, председатель Алтайского краевого отделения Российского детского фонда:

– Я положительно отношусь к принятию такой концепции. Этот законопроект очень своевремен. Самое главное, чтобы он не остался на бумаге. Так, в 1998 году был принят важный документ в ряду законов о российском детстве – «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Текст этого закона содержательно соответствовал Конвенции ООН о правах ребенка. Была в этом законе и статья № 14, которая называлась «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Однако федеральный закон №122 исключил из правового поля несколько важных статей, в том числе и эту.

Государства – участники Конвенции о правах ребенка обязаны раз в пять лет предоставлять в Комитет ООН по правам ребенка отчет о выполнении конвенции. Россия предоставляла отчеты в 1992, 1998, 2003 и 2005 годах. Комитет ООН сделал ряд замечаний по реализации конвенции у нас в стране, потому что многие положения просто не выполняются.

Нравственность, духовность утеряны в духовной когда-то России. У молодежи отсутствует общая культура, которая прививалась послевоенному поколению. Вопросы нравственного воспитания должны изучаться в школе. Я сегодня вынуждена в автобусе поднимать молодых людей, которые не уступят место ни участнику войны, ни женщине с грудным ребенком. Откуда такое бескультурье? Общее неуважение друг к другу особенно аукнется поколению 35–40-летних, потому что они попали в прессинг 90-х годов и сегодняшнего времени.

Бороться за культуру, за нормальное поведение в общественных местах, за чистоту русского языка нужно обязательно. А то у нас молодежный сленг смешался с языком зоны.

Начинать надо с семьи. В ней не должно быть агрессии и слов, которые не нужно слышать ребенку. На мой взгляд, необходимо создать как можно больше школ для родителей и воспитывать их в первую очередь, готовить молодых людей к семейной жизни.

Воспитание нравственности вести с детского сада. Есть две нравственные категории – порядочность и совестливость, и если их не привить в детстве, потом будет поздно. Школа должна заниматься воспитанием, а не «урокодательством». У нее должна быть взаимосвязь с семьей, воспитывать настоящего человека нужно вместе. У нас есть «с кого делать жизнь», как говорили раньше. Просто это направление было упущено.

Сначала – очеловечиться

Равиль Абызов , доктор юридических наук, завкафедрой уголовного права и криминологии Алтайской академии экономики и права:

– Нравственное состояние молодых людей – это, пожалуй, самая сложная проблема, решение которой стоит перед государством. Ее нельзя решить быстро, сделав то-то и то-то.

Сегодня в вузах учится достаточно приличная молодежь. А если проехаться по городским окраинам и посмотреть – что за молодые люди там живут? Чем они заняты? Как они общаются? Это ведь жуть! Как можно в таких оскотинившихся условиях требовать от человека высокой нравственности и морали? Прежде всего нужно создать условия для очеловечивания общества!

Вообще я к запретам настороженно отношусь. Но то, что разрушительно воздействует на личность молодого человека, – это другое дело. Я назову те вещи, которые не связаны с проблемой напрямую. Например, коррупция. Вроде бы чиновничья сфера. Но именно она рушит идеалы современной молодежи, веру в справедливость. С другой стороны, порнография. Сегодня она насаждается в сознании, и отсутствие стыда стало нормой поведения. Ведущие программ с экранов телевизоров, простите, могут позволить себе приспустить портки.

Поэтому запреты, безусловно, должны быть. Есть такие ситуации, когда государство и общество вынуждены прибегать к непопулярным мерам. Запрет не появляться на улице после 22.00 без родителей вполне оправдан. Особенно если мы посмотрим на реальность открытыми трезвыми глазами и оценим то, что увидим, – педофилию, детскую преступность, безнадзорность. Запреты помогут оградить от всего этого хотя бы какую-то часть детей. И даже на уровне здравого смысла: ну что молодому человеку в 12 часов ночи делать одному на улице вне дома, вне семьи? Он что, грузчиком в ночную смену работает?

То, что касается заимствованных праздников, – это вообще не проблема. Молодежь должна дурачиться. И подобные запреты, конечно, неразумны. Старшее поколение просто должно грамотно, ненавязчиво, интеллигентно вести с молодежью диалог. Нужен некий организационный центр, научно-исследовательская площадка, где бы создавались программы по воспитанию правового, нравственного сознания и т. д. Сейчас есть масса организаций, которые призваны работать с молодежью: образование, культура, соцзащита, правоохранительные органы. Каждая что-то понемножку делает. Но объединения усилий нет. Такого рода задачи должны быть под контролем первых лиц региона – губернаторов, мэров, ректоров вузов. И главным принципом в решении этих проблем должно быть взаимодействие.

Вернемся к истокам воспитания

Ольга Синявина , председатель общественной организации «Родительский комитет»:

– Как можно что-то запретить человеку? Одно дело, когда родители запрещают гулять после десяти часов вечера, другое дело – это делает государство. Никакие запреты не помогут в духовно-нравственном воспитании детей. Нужно обратиться к образованию, русской культуре. Как человек православный, я считаю, только это поможет сориентироваться молодежи в этом мире и молодые люди сами расставят для себя приоритеты.

Второй год в барнаульской гимназии № 40 будет работать православный класс, в котором дети пройдут обучение с первого и до одиннадцатого класса. Я уверена, что перед ними никогда не встанут вопросы, проколоть ли пупок и вставить в него гайку, ходить ли по ночам неизвестно в какой компании, смотреть в Интернете биографию какого-то писателя или порнографию, отправлять ли матерные СМС-сообщения своим приятелям.

Думаю, что депутаты идут неверным путем, обсуждая такую концепцию. Сейчас много говорят о том, что необходимо организовать соответствующий досуг для подростков и молодежи, тогда станет меньше уличной преступности, хулиганств, дети не будут принимать наркотики и алкоголь, с улиц исчезнут стайки подрост­ков. Ничего этого не произойдет, если самые простые уроки нравственности ребенку не дадут школа и родители.

Это же элементарно, хотя и требует времени, объяснить ребенку, что надо уважать своих родителей, учителей, не таить злобу и обиду на своих друзей, быть открытым и добрым к окружающим людям, заступаться за девочек, не обижать их. Когда ребенок это понимает, все негативное, чего боятся родители, отпадет само собой. И ему не надо будет запрещать гулять после десяти часов вечера, он проведет это время за чтением книги, подготовится к урокам в Интернете и будет знать, что русский православный праздник не День святого Валентина, а День святых Петра и Февронии. В инициативах законодателей я вижу перебор: как можно запрещать то, чем живет большинство сегодняшних молодых людей? На мой взгляд, депутатам стоит задуматься о том, как с первого класса и до окончания вуза дать ребенку хорошее образование.