Глава модельного агентства Татьяна Баева – о нюансах местного фэшн-бизнеса

июнь 23, 2008

Краевая столица, равно как и другие города страны с населением свыше полумиллиона человек, быстрым шагом идет к насыщению рынка брэндированной одежды. С учетом задержавшейся моды на гламур во всех его проявлениях ситуация выглядит весьма привлекательной для развития местной фэшн-индустрии.

И действительно, в Барнауле ежегодно открывается пара-тройка модельных агентств или студий близкого профиля. Однако при всем кажущемся благоприятствовании модельный бизнес еще только собирается получить право называться таковым. Об этом и многом другом "ВД" рассказала Татьяна БАЕВА, директор агентства "Стиль" – пионера этого рынка в Алтайском крае.

Все это мелковато

– Как такового модельного бизнеса у нас нет. В Барнауле много отделов одежды представлено франшизой, и им вполне хватает рекламной поддержки "из центра". Руководители отделов очень неохотно идут на то, чтобы участвовать в показах моделей. Мы несколько раз пытались устраивать централизованные показы на базе "Сити-центра". Но это слишком тяжело дается, и пока мы отказались от таких проектов. Сейчас все агентства перебиваются мелкими показами: раз-два в месяц дефиле в ночном клубе, если выпросишь вещи у бутиков. Кроме того, у нас нет дизайнеров, которые бы хотели и могли представить свои коллекции. Так что говорить о том, чтобы провести нечто вроде недели высокой моды в Барнауле, пока не приходится.

Но с другой стороны, наш город достаточно известен в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске с точки зрения скаутов: когда приезжает человек и набирает девушек на работу в другие агентства. И наши девочки востребованы там, где есть модельный бизнес. Сейчас у нас пять девочек работают за границей – в Милане, Париже и Токио, четыре девочки – в Москве. Вот там модели действительно зарабатывают. Если показ, то это минимум $ 200, а если хорошая съемка, то это может быть и $ 5 тыс. Ну, а за границей суммы, естественно, еще большие. А у нас 300–500 рублей за показ, 1,5 тыс. рублей за съемку… Есть разница?

Учат девочек ходить

– Так или иначе, а на нашем рынке есть конкуренция: каждый год открывается пара-тройка агентств. В основном все зарабатывают на школе – учат девочек ходить. А работают на базе ночных клубов. Но все это мелковато, это – не бизнес. Бизнес – это капитал, какое-то развитие, а у нас этого нет. Так что я не могу назвать это работой в бизнесе. Так, хобби.

Я думаю, с развитием в крае туристской и игорной зон выиграет и модельный бизнес. Привлечение капитала в любую отрасль влечет подъем экономики. И в регион пойдут новые брэнды, которые нужно будет презентовать. Будут открываться салоны, отели, казино… Это все, надеюсь, прибавит нам работы. И у нас будет настоящий бизнес. А пока это не так, то и я не бизнес-леди не только по формальным признакам. Я контролирую моделей на показе, иногда жду с ними выход в душной гримерке по нескольку часов, а потом в четыре утра все вещи после показа "на своем горбу" увожу. Вряд ли такую жизнь можно назвать присущей бизнес-леди!

Москва нас дурит!

– Девушка уезжает на работу в Москву или в другую страну посредством тройного договора: я заключаю договор с родителями или с ней, договор с агентством, куда направляется на работу модель, и там с ней тоже заключают договор. В результате я как материнское агентство получаю свои 10% с доходов модели. Но это не валовый доход, а с учетом всех вычетов. Надо сказать, что москвичи очень часто обманывают материнские агентства. Присылают бумагу с раскладом, где и сколько девочка работала, сколько получила, и вот вам соответственно ваш процент. А потом я через третьих лиц узнаю, что объем работ у девочки был куда больший и как меня, так и ее обманули. В последнее время, правда, ситуация меняется: в Москве поняли, что рынок Сибири небезграничен, и те, кто с ними(?) давно работает, уже насторожились. Скажем, работая в следующий раз с агентством, которое подвело, я уже не предлагаю каких-то вариантов с контрактом. Я говорю конкретную сумму: вы у меня модель выкупаете, и все ее проценты ваши. И в результате такой политики у меня сформировался круг агентств, которые стабильно и честно выплачивают все положенное.

Года четыре назад многие директора агентств из периферийных городов поняли, что Москва, мягко говоря, нас дурит: мы отдаем лучшие кадры, не получая с этого ничего. И вот мы, агентства из Кемерова, Новосибирска и Чебоксар, создали что-то вроде неформальной ассоциации. И мы вышли на международные конкурсы без Москвы, напрямую. И кастинги проводим сообща.

Крест на карьере

– Один из вариантов более или менее нормальных доходов для модели в Барнауле – работа на выставках. Здесь девочка зарабатывает в разы больше, чем на показе в клубе. Очень востребованное и высокооплачиваемое направление – эскорт-услуги. Но я такими вариантами заниматься не могу: у меня дети пятилетние в агентстве!

В последнее время начал развиваться спрос на так называемое "лицо компании". Хотя, конечно, не в той форме, как это есть в столице и, естественно, за границей. Вот "Арсенал" несколько раз в год меняет лицо компании. И "Мельник" тщательно подходит к этому вопросу, например, делают каждый год большую рекламную кампанию, выпускают календарь, и там везде используются модели. Но это могут себе позволить только очень серьезные фирмы. Аренда студии, услуги фотографа, стилиста, визажиста, поиск натуры для съемки – все это очень дорого. Когда снимали последнюю кампанию для "Мельника", то выезжали съемочной группой в деревню, нанимали брандспойты, чтобы изображать дождь. А для сцены, где девушки стирают белье, нанимали группу, чтобы очистить пруд от тины и камышей… И услуги моделей здесь по стоимости – дело последнее.

При ограниченности нашего рынка стать лицом какой-либо марки – значит поставить крест на карьере. Но девочки этого не понимают. Вот конкретный пример: в рекламе "Арсенала" снимались девочки-близнецы Лена и Аня Качины. Они почувствовали себя звездами, сразу ушли из агентства, решив, что самостоятельные и востребованные. Я постаралась объяснить, что если вы сейчас уйдете из агентства, то потом у вас вообще работы не будет. Я смогу дать вам работу на выставках, ярмарках, а так вас больше никто не возьмет: уже засвечены. И где сейчас эти девочки?

И вошел Кельвин Кляйн…

– В свое время я работала в краевом Доме моделей манекенщицей. Не было понятия "модель", не было пиететного отношения. Мы просто ходили на работу. А сейчас с этой профессией ассоциируются успех, хорошие деньги, выгодное замужество… И девочки к нам за всем этим идут. Но я настойчиво всегда говорю им: "Вы должны воспринимать это как хобби, как ступень к чему-то большему, другому". Пенсионный возраст модели в среднем 24 года, а чаще – 20 лет. И куда? И многие девочки, чтобы не остаться не у дел, получают высшее образование. Кстати, после модельной стези у них больше шансов устроиться на хорошую работу. Особенно если есть опыт работы в Москве или за границей. И мы иногда им даже помогаем: к нам часто обращаются как в кадровое агентство. Но только одна из десяти способна успешно пройти этот путь.

Сейчас девочки очень уверены в себе. Иногда идут в модели с такой внешностью, что хочется спросить: "Ты на себя в зеркало хоть когда-нибудь смотрела?" При этом многие полагают, что здесь нет труда: ну, подумаешь, походить, реснички накрасить… А работа модели – это не только подиум, есть еще и закулисье. И работают как внешние данные, так и внутренний мир, манера поведения, – весь комплекс! Умение себя подать не менее важно для девушки, чем знание какой-либо науки.

У нас при агентстве школа, где мы девочку год учим, прежде чем она выйдет на подиум или начнет сниматься. Но иногда перспективные уходят: запрещают родители, которые наслышались негатива, нет "быстрого эффекта"… И остаются трудовые лошадки. Может, они не столь интересны с точки зрения внешности. Кстати, сейчас востребован именно такой типаж, а не яркая красота. Как показывает мой опыт, из средней девушки можно сделать супермодель, которая будет успешной в Москве и за границей. Есть у меня такие две девочки, работают в Стамбуле третий год.

В успешности модели многое могут решить случай и удача. Истории современных икон модельного мира – Натальи Водяновой, Евгении Володиной – как раз из этой области. Как все происходило, мне рассказывал менеджер обеих девочек Гия Джикидзе – один из самых известных скаутов в России. К сожалению, он умер. Например, Володину, не имеющую никакого опыта, Гия привез в Париж и стал пристраивать хоть в какое-нибудь агентство. Они целый месяц безрезультатно мотались, и нигде ее не брали, говорили, что у нее длинный нос. А однажды они спускались в гостинице на лифте, и вошел Кельвин Кляйн. И сейчас Володина – лицо его компании!

Все прозрачно

– В половине случаев родители приводят к нам детей, чтобы они обрели уверенность в себе. Ведь даже мелкие, детские показы – это большая школа. Они учат ребенка спокойно себя чувствовать в центре внимания. А оставшиеся 50% приходят с конкретной целью – сделать из ребенка модель. Из них 30% определенно воплощают свои детские мечты, – это видно по тому, как мама готовит девочку к показу. Покупает платье за 10 тыс. рублей, хотя мы говорим: "Подождите, это "домашний" показ, а вот потом будет большой, тогда и купите". И если какая-то девочка на показе одета чуть беднее или туфельки у нее не в тон платью, мамы начинают: "Вы почему так сделали, портите нам всю группу!" Остальные, хотя и не говорят об этом напрямую, хотят, чтобы девочка куда-то уехала, устроила свою жизнь. Если речь идет о Москве, то родители сразу выясняют, какие там институты, если заграница – чтобы язык могла выучить. Не то чтобы денежные цели преследуют, а стремятся дать ребенку возможность перейти на качественно иной уровень жизни.

Я всегда объясняю родителям: у нас не детское модельное агентство. Дети, занимаясь в школе при агентстве, просто участвуют в его показах. Они изучают актерское мастерство на английском языке, этикет, хореографию. Это как школа раннего развития. Конечно, недавняя волна негатива, связанная с махинациями, например в агентстве Натальи Крачковской в Москве, сделала свое дело. И родители часто беспокоятся. Но у нас не Москва, мы даже фотосессии детские делаем только в присутствии родителей. У нас все прозрачно!

У моделей из Барнаула немало достижений. Например, в конце прошлого года Светлана Бесклубова из агентства Романа Попова стала "Мисс Сибирь". Потом она поехала представлять Россию на международный конкурс "Мисс Туризм мира" и получила титул "Мисс Улыбка". Это притом что участниц было 120, а номинаций – всего 15. Впервые за всю историю местного модельного бизнеса участие барнаульской модели в мировом конкурсе оказалось таким результативным. Кроме того, у нас есть финалистка конкурса "Мисс Россия". На днях из Москвы вернулась "Маленькая красавица Алтая", которая стала "Жемчужиной России" и получила предложение сняться в рекламной кампании детской продукции. А вообще, я, наверное, умру от счастья, если девочка из Барнаула станет "Мисс Россия" и поедет представлять страну на "Мисс мира". У нас есть все шансы для этого. Просто нужна удача.

Досье

Штрихи к портрету Татьяны Баевой

Татьяна Викторовна Баева родилась 4 июля. Заочно окончила Московский институт текстильной и легкой промышленности по специальности "Модельер-конструктор". Более 10 лет работала в Доме моделей художником-модельером и манекенщицей. В 2000 году г-жа Баева основала собственное модельное агентство и школу эстетического воспитания "Стиль". Сейчас здесь работают девять специалистов, а занимаются 150 человек от пяти до 44 лет. Обучение стоит от 500 до 1,2 тыс. рублей в месяц.

О своих увлечениях Татьяна Баева говорит так: "Я не делаю из одежды культа, не концентрируюсь на брэндах. Ну есть у меня туфли Prada. Но уже через месяц после их покупки для меня это было не важно. Да и кто в Барнауле поймет, что это Prada? Зато люблю аксессуары, которые создают стильность. Вообще, если у меня есть выбор: купить какую-то брэндовую вещь или отправиться в путешествие, я лучше в старой одежде, но куда-нибудь поеду! Вещь приносит радость неделю. А впечатления от путешествия остаются надолго в душе, на фотографиях…"

Кроме того, глава "Стиля" увлекается банными процедурами. "Увлечение появилось тогда, когда мы еще не знали слово SPA. У нас своя компания, а-ля женский клуб. И вообще, я люблю содержать свое тело в порядке, это последние четыре года мое увлечение, приносящее и отдых, и эстетическое наслаждение".

Г-жа Баева замужем, воспитывает сына девяти лет.