ноябрь 19, 2014
На краевых конференциях часто рассуждают об историко-культурном наследии края и его "интеграции в сферу туризма". В реальности перед большинством памятников деревянного зодчества в нашем регионе, конечно, сегодня стоит вопрос не о туризме, а о выживании.
Краевое управление по культуре постоянно производит "учет, мониторинг и фотофиксацию" таких зданий. Вот в 2012 году 64 деревянных памятника в Барнауле и выяснил, что больше половины из них "изношены" на 50%. По итогам анализа подготовили каталог, на картинках которого здания отображены в современном виде. В жизни они продолжают разрушаться с той же скоростью, что и до издания каталога.
Летом главный архитектор Барнаула . Но он явно испытывал проблемы с конкретными примерами такого опыта даже в разговоре о кирпичных памятниках. Наоборот: пришлось констатировать, что бывший сереброплавильный завод, к примеру, сегодня находится в залоге у банка, и собственник его восстанавливать не торопится.
Получается, все заняты своим делом. НПЦ мониторит, предприниматели закладывают имущество. А дерево стареет. Оно никогда не было материалом, который предназначен дойти до высокотехнологичных потомков сквозь сто веков. Поэтому реставрация домика, построенного на рубеже веков, так дорога. Трата миллионов на восстановление одного деревянного дома — расточительство, учитывая ограниченный госбюджет и неограниченную коррупцию в нашей стране. На это не пойдут ни чиновники, ни инвесторы. Но и прямо заявить об этом, конечно, не могут ни те, ни другие.
По части охраны всевозможных памятников Европа ушла куда дальше России. Из последнего, виденного мною, — средневековый город-крепость на острове Родос. Там каждый камень подписан, что он под охраной ЮНЕСКО и на его восстановление выделено столько-то миллионов евро. Однако и в Европе из исторических деревянных построек сохранились очень немногие.
Наше деревянное зодчество — часть той русской культуры, о которой в последнее время так модно упоминать в политических воззваниях (они, естественно, гораздо дешевле реставрации). Но мы обречены потерять эту часть, и в этом даже некого обвинить, кроме времени. Уверена: относительно скоро в стране останется лишь несколько деревянных строений, превращенных в музеи. Только там на них и можно будет взглянуть.
Я что, собственно, хочу сказать: идите и гуляйте рядом с этими деревянными старичками, пока их больше, чем несколько. Они видели более смутные времена, чем мы, и вот истлевают, как и те эпохи. Мы — свидетели их медленного апокалипсиса. Смотрите на них внимательнее, чем раньше. Для домов это ничего не изменит. Просто скоро их не станет, а вы останетесь последними, кто заглядывал в их окна.