Смотри все, когда хочешь. Четыре тенденции рынка платного ТВ в Алтайском крае

ноябрь 24, 2014

В последние несколько лет рынок платного телевидения в России развивается стремительно. Многие операторы называют именно этот сегмент одним из драйверов роста всего телекома. Алтайский край в данном случае не является исключением. В нашем обзоре мы рассмотрели несколько основных трендов развития платного телевидения в регионе и соответствующие им предложения операторов.

Телевидение.
Олег Богданов

По итогам второго полугодия 2014 года 40% домохозяйств в России были подключены к цифровому телевидению (ЦТВ) — об этом сообщается в исследованиях компании J`son & Partners Consulting. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы количество абонентов ЦТВ в стране будет только расти и к 2018 году проникновение услуги достигнет 66%.

Эта общероссийская тенденция проявляется и на рынке платного ТВ Алтайского края. Большинство операторов уже предлагают услугу в цифровом формате ("Дом.ru", МТС, "Рос­телеком", "Инвис", "Сибирские сети" и другие) и активно ее продвигают.

В частности, в МТС сообщили, что с ноября 2013 года компания прекратила подключать новых абонентов к аналоговому ТВ. За последний год количество абонентов цифрового ТВ от МТС в Алтайском крае увеличилось на 70%, к концу года ожидается, что показатель достигнет 80%. Барнаул занимает второе место в Сибири по темпам прироста абонентской базы ЦТВ от МТС. 60% всех абонентов цифрового ТВ от этой компании в Сибири живут в Алтайском крае.

Кроме этого, в крае в последние годы быстрыми темпами растут доли рыка операторов спутникового ТВ — "Триколор ТВ", "Орион Экспресс", которые также предлагают телевидение в цифровом формате. По данным "Ростелекома", количество его абонентов IPTV (телевидение через интернет) в регионе за 2014 год выросло примерно на 8%.

Спутник стал лидером

По итогам I полугодия 2014 года лидером рынка платного телевидения в Алтайском крае стал спутниковый оператор "Триколор ТВ", опередив кабельного оператора "Дом.ru" (компания "Эр-Телеком"). Об этом сообщили в аналитической компании IKS-Consulting. Доля рынка "Триколор ТВ" в регионе составила 22%. Кроме того, в пятерку крупнейших операторов платного ТВ в крае впервые вошла еще одна компания, продающая спутниковое ТВ, — "Орион Экспресс" (бренд "Телекарта"). Ее доля рынка составила 9%.

Однако стоит отметить, что в Барнауле пять крупнейших игроков на рынке платного ТВ, — это кабельные операторы "Дом.ru" — 41,9%, МТС — 19,5%, "Ростелеком" — 8%, "Иллюзион" — 8%, "Инвис" — 7,7%. Спутниковое ТВ до сих пор больше востребовано там, где нет кабельных операторов, — частный сектор городов, сельская местность.

Тем не менее сегмент спутникового ТВ растет быстрыми темпами по всей России. Это объясняется несколькими причинами. Если говорить о компании "Триколор ТВ", то в последние годы она проводит масштабные рекламные кампании, продвигая свои услуги. Кроме того, в этом году был запущен спутник "Экспресс-АТ1", который обеспечит вещание "Триколор ТВ" в Сибири. Это дало возможность оператору заметно расширить пакет каналов, который предоставляется жителям Сибирского региона.

На данный момент "спутник" проигрывает "кабелю" в том, что оборудование для его подключения остается довольно дорогим (от 6 тыс. рублей) и пакеты каналов у операторов кабельного ТВ зачастую более интересные.

Но зато платежи за использование услуги у спутниковых операторов существенно меньше (стандартные пакеты каналов 400–900 рублей в год, у операторов кабельного ТВ цена — от 100 рублей в месяц). Даже некогда самый дорогой из них "НТВ Плюс" в прошлом году опустил цены — основной пакет каналов теперь стоит 29 рублей в месяц.

Интерес к спутниковому ТВ проявляют и кабельные операторы. Несколько месяцев назад в федеральных СМИ выходили публикации о том, что "Ростелеком" ведет переговоры о покупке спутникового оператора "Радуга ТВ", а затем о том, что он отказался от этой покупки. 12 ноября компания "МТС" объявила о запуске собственного спутникового телевидения на 95% территории России.

Много экранов не бывает

В конце октября на телеком-конференции для журналистов, организованной компанией "ЭР-Телеком" в Нижнем Новгороде, руководитель службы разработки продуктов на рынке B2C "Дом.ru" Сергей Пухарев в качестве одной из актуальных тенденций рынка назвал мультискрин ("множество экранов"). Все больше абонентов потребляют телевизионный и видеоконтент с нескольких устройств одновременно (телевизоры, ноутбуки, планшеты, смартфоны).

Дмитрий Колесов, директор по рекламным продажам и исследованиям Viasat Russia, в своем выступлении на той же конференции отметил, что в связи с этим потребление разнообразного видеоконтента, по данным исследований европейского, американского и российского рынков, только растет (TNS Media, АЦВИ, ASI и другие). На мобильных устройствах люди чаще всего смотрят короткие ролики из соцсетей, а на стационарных более длинные — фильмы, сериалы, спортивные передачи и другие.

В рамках этой тенденции операторы платного ТВ активнее и чаще стали предлагать абонентам подключение услуги на дополнительных устройствах — втором телевизоре, смартфоне, планшете и так далее.

Например, "Триколор ТВ" в начале осени запустил рекламу, в которой абонентам предлагается подключить два телевизора к одному комплекту операторского оборудования. Оператор "Сибирские сети" позиционирует "Лайк ТВ" именно как телевидение, которое можно смотреть на всех устройствах, имеющихся дома. Никакая дополнительная плата за это не предусмотрена.

"Дом.ru" при подключении ЦТВ на один телевизор подключает бесплатно аналоговое ТВ на второй. За возможность смотреть ТВ от этой компании на мобильных гаджетах нужно доплатить. "Ростелеком" продвигает платную услугу "Мультирум" (подключение нескольких телевизоров) в рамках акций. МТС дает скидку 50% по тарифу на подключение второго телевизора.

Телевизор как центр развлечений

Современное телевидение, как и телевидение будущего, невозможно себе представить без интерактивных сервисов и "картинки" высокой четкости. Поэтому при продвижении своих услуг операторы платного телевидения часто делают акцент на интерактивных возможностях оборудования для телевидения и количестве HD-каналов в пакетах.

МТС и "Дом.ru" в середине года выпустили новые модели приставок для цифрового ТВ с широким набором возможностей. Приставка "Дом.ru" дает доступ к архиву телепрограмм за последние три дня, просмотр каналов архива и видеотеки на мобильных устройствах везде, где есть выход в интернет, доступ к интернет-приложениям с экрана ТВ и другие. Приставка от МТС позволяет записывать телепередачи на внешние носители в HD-качестве, ставить живой эфир на паузу.

По данным операторов, дополнительные сервисы современного ТВ у жителей края пользуются спросом. В "Ростелекоме" сообщили, что за девять месяцев 2014 года выручка от продажи платных контент-сервисов в алтайском филиале выросла на 25%, в том числе по услуге "Видеопрокат" — на 23%. Число уникальных абонентов услуги "Видеопрокат" в крае увеличилось на 44%, количество платных просмотров контента превысило 75 тысяч.

Кроме того, жители края приобретают современные телевизоры Smart TV. По словам директора Алтайского филиала компании "Сибирские сети" Алексея Путиенко, 16% абонентов компании в крае смотрят именно их. С начала года доля телевизоров Smart TV. в регионе выросла в 2,5 раза и продолжает расти.

Александр Соловьев, гендиректор "ТТK-Западная Сибирь", сообщил, что Алтайский край потребляет всего 0,5% телевизионного интернет-трафика России (исследование J`son & Partners Consulting). "Такая невысокая активность обус­ловлена высокой ценой самих телевизоров Smart TV. Пока жители Алтайского края отдают предпочтение более доступным и популярным технологиям, таким как кабельное или цифровое телевидение, но в будущем Smart TV станет более популярным среди пользователей", — сказал он.

Цифры и факты

Более 200 каналов предлагает своим абонентам IPTV в Алтайском крае "Ростелеком". Это больше, чем у всех других операторов в регионе.

56 телеканалов в HD-качестве предлагает своим абонентам в Алтайском крае "Дом.ru".

Это самый большой пакет каналов высокой четкости среди всех операторов в регионе.

407 телеканалов вещают на территории России, из них

• 87 в формате HD

• 6 в формате 3D

(данные проекта "Кабельщик" cableman.ru).

3 часа 14 минут в день — среднее время просмотра ТВ в мире (данные исследования Eurodota Worldwide).

Более 50% абонентской базы "Дом.ru" в России имеют дома три и более устройств с доступом к Wi-Fi.

49% домохозяйств в Алтайском крае и 73% в Барнауле будут подключены к платному ТВ до конца 2014 года (по прогнозам аналитической компании IKS-Consulting).