ноябрь 25, 2014
Наталья Акиндинова, директор института "Центр развития" Высшей школы экономики.
Негативная динамика цен на нефть и продолжающееся ослабление рубля увеличили пессимизм экспертов. Консенсус-прогноз роста ВВП на 2015 год на начало ноября составил 0,2% против 1,5%. кварталом ранее. Ухудшились и прогнозы Центрального банка, представленные в новой версии проекта Основных направлений денежно-кредитной политики. Базовый прогноз на 2015 год предполагает продолжение стагнации даже в случае отскока нефтяных цен к уровням 94–96 долл./барр. При более низких ценах на нефть Центральный банк ожидаетнаступления рецессии (вплоть до падения ВВП на 3,5–4% в стрессовом сценарии снижения цен до 60 долл./барр.).
Заметим, кстати, что из сопоставления двух разработанных Банком России сценариев, один из которых предусматривает быструю отмену западных санкций (в третьем квартале 2015 года), а другой – их сохранение вплоть до 2017 года, можно заключить, что Банк оценивает суммарные издержки от санкций для российской экономики в 170 млрд. долл. за три года (3% совокупного ВВП за этот период).
Хотя общие результаты за третий квартал 2014 года выглядят не так уж пессимистично (рост ВВП на 0,7% год к году), без учета сельского хозяйства, которое отличается повышенной волатильностью, прирост базовых отраслей к соответствующему кварталу прошлого года был отрицательным (-0,4%). При этом прирост промышленного производства на 1,5% по итогам трех кварталов практически полностью был обеспечен секторами, зависящими от государственного спроса. Это означает, что основания для сохранения положительных темпов экономического роста не выглядят устойчивыми.
На большую вероятность перехода от стагнации к рецессии указывает динамика Сводного опережающего индекса, разработанного Центром развития: по итогам октября он оказался в отрицательной области (-0,6%).
Массовое ухудшение прогнозов указывает на то, что ожидаемые позитивные эффекты от девальвации (по состоянию на 18 ноября рубль по сравнению с началом года обесценился на 45% относительно доллара и на 32% – относительно евро) не перевешивают негативных ожиданий, связанных с падением цен на нефть, ухудшением доступа к ресурсам и разрывом хозяйственных связей в результате санкций и торговых ограничений. Более того, неоднозначно оцениваются сами эффекты от девальвации.
Пессимизм связан и с тем, что все новые инициативы властей, угнетающие деловую активность, получают развитие, несмотря на сопротивление бизнеса. По итогам состоявшихся обсуждений, предложения Бюджетного комитета Государственной Думы о введении муниципальных сборов остались актуальными, хотя перечень облагаемых объектов сократился. По нашим ранее сделанным оценкам, введение налога с продаж в размере 3% привело бы к повышению инфляции на 0,5 п.п. в 2015 году с одновременным снижением товарооборота (на 0,3 п.п) и инвестиций (на 0,16 п.п.).
Эффект от новых муниципальных сборов может оказаться и более негативным из-за их уравнительного характера – зависимость от используемых площадей, а не от финансовых показателей, приведет к относительно большему удорожанию недорогих категорий товаров.