ноябрь 26, 2014
Недавно встретила знакомого преподавателя вуза: "Представляешь, второкурсники не знают, кто такой Сервантес! Ни один! И даже кто такой Дон Кихот, они не знают!"
Гуманитарии, между прочим. Может, неосведомленность в этом вопросе будущих технологов пищевого производства ее бы не так удивила. В тревогах за судьбы поколения я опросила на предмет испанской литературы одного восьмиклассника. Сервантес ему неизвестен. Зато Дон Кихота помнит внешне: худобу, форму шлема и толстенького оруженосца. Банальность, которую каждый раз воспринимаешь как откровение: современные дети другие.
Это хорошо иллюстрирует такая популярная сейчас теория поколений, классифицирующая детей, "не живших без интернета и мобильной связи", как поколение Z. Мультимедийные. Мультиэкранные. Мыслящие зрительными образами. Текст для них не так важен, как для нас. Мы могли нырнуть в книжку утром и вынырнуть вечером, поэтому очень переживаем, если ребенок не читает. Для многих знакомых мне родителей это — проблема. Одни действуют жестко: просто заставляют читать, как есть, в надежде, что аппетит придет во время еды. Другие пытаются хитростью: мотивируют, настраивают, книжки подсовывают.
Еще одна моя приятельница, молодая, правда, и бездетная, считает, что компьютер для современного ребенка — такое же окно в мир, каким для нас была книга. Не просто информация, но и захватывающие эмоции. Я сейчас не о пользе процесса, а лишь о его увлекательности. Да, юные люди не знают, кто такие Сервантес и, не на Алтае будь сказано, Золотухин. И нас это шокирует, потому что мы меряем их культурный багаж своими мерками. А поколение Z имеет дело с огромным объемом информации, который еще и меняется с бешеной скоростью.
Мы каждые каникулы смотрели "Приключения Маши и Вити" с "Электроником", и это как-то нивелировало разницу в пять, а то и в десять лет между советскими детьми. Смеялись и плакали ведь над одним и тем же. А сейчас одно поколение на "Губке Бобе" выросло, а другое — на "Лунтике". Для нас культурное вчера — то, что было десять лет назад, а для них — в прошлом году в лучшем случае. Для нас ретро — это Чарли Чаплин, а для них "Сумерки" — уже добрая старая классика. А что вы хотите? Фильм 2008 года.
Есть еще одна забавная особенность (впрочем, меня лично она не слишком забавляет): в багаж нынешнего ребенка первым делом попадает, так сказать, культурный контрафакт. Поэтому первые ассоциации с "Алисой в стране чудес" у тех, кому не больше двадцати, — это фильм Бертона, а вовсе не книжка Кэрролла, а Шерлок Холмс — это вполне современный наркоман из "Элементарно", а не лондонец девятнадцатого века.
Детям не известны настоящие классики, потому что их места в памяти уже успели занять случайные люди.