Алтайские автоперевозчики уходят с рынка

ноябрь 27, 2014

На следующей неделе заканчивается прием заявок на очередной конкурс, где будут разыгрывать межмуниципальные автобусные маршруты. Эксперты говорят, что в этот раз лотов стало больше, и прогнозируют, что не на все удастся найти претендентов.

Общественный транспорт.
Михаил Хаустов

Причина — все больше предпринимателей сокращают число маршрутов или вовсе бросают пассажироперевозки. По оценке участников рынка, "отказников" в этом году, как никогда, много.

Проблема падения рентабельности муниципальных и межмуниципальных перевозок не нова, однако встала в последнее время острее.

Алексей Богданов,
президент ассоциации “Автомобильные перевозчики Алтая”:

Число отказов от выполнения работ увеличивается. Этот бизнес становится менее привлекательным. Точного количества не скажу, но ушедших с рынка предпринимателей в этом году уже около трех десятков. На ближайший конкурс выставлено, как никогда, много маршрутов (22. — Прим. ред.), и есть опасение, что не на все из них удастся найти перевозчиков.

Богданов также приводит цифры: пассажиропоток барнаульского автовокзала в первом полугодии сократился на 5%, а в III квартале упал на 8%. Причину снижения мобильности населения он видит в ухудшении демографической ситуации в регионе, а также в увеличении количества личного транспорта и стабильном росте цен на билеты.

Сергей Калинкин, исполнительный директор ассоциации, эту ситуацию подтверждает. По его словам, по-настоящему рентабельны лишь несколько маршрутов — до Новосибирска и между городами и крупными райцентрами края. Особенно непривлекательны внутрирайонные рейсы, как правило, от сельских населенных пунктов до райцентров. Ситуацию с перевозками в муниципалитетах он характеризует как "напряженную".

"Есть примеры, когда наполняемость рейсов была 4–5 человек. А чтобы такая поездка была прибыльной, цена билета должна быть такой, что и эти немногочисленные пассажиры откажутся от поездки. В таком вот капкане находятся сейчас перевозчики", — рассказывает Калинкин.

Среди тех, кто в 2014 году ушел с рынка пассажирских перевозок, — предприниматель Наталья Пастухова. До этого ее предприятие около 10 лет возило людей по краю (в последнее время — из Барнаула до Калманки, Косихи и Ключей). Падение пассажиропотока ударило по бизнесу: ее 45-местные автобусы стали плохо заполняться. Купить же менее вместительные и более экономичные машины она не смогла. Хотя взять "Газель" и можно было, говорит Наталья, но это рискованно: чиновники борются с ними как с небезопасными.

При этом издержки в последние годы у перевозчиков растут как снежный ком, рассказывает Пастухова. Сначала нужно было потратиться на установку системы ГЛОНАСС, потом — тахографов. А последние два года к статьям расходов прибавилось обязательное страхование пассажиров. Единовременные выплаты порядка 200 тыс. рублей "высушивали" оборотные средства компании.

"Были бы на 20 лет помоложе — бросили бы это дело не глядя, а мы же до последнего дотянули. Чувствуем — ну все, уже пошли собственные резервы: на ГСМ да на ремонт, — говорит Наталья Пастухова. — Шутка ли: проезжать 800 км каждый день и приво­зить 5–6 тыс. выручки, когда только 7,5 тыс. нужно на топливо".

По ее словам, экономическая эффективность на внутрирайонных маршрутах еще ниже. Однако муниципалитеты выделяют бизнесменам субсидии. Впрочем, как говорят участники рынка, этой помощи не всегда хватает, а главы районов в большинстве своем и рады были бы помочь, но в бюджете других "дыр" хватает.

В краевом управлении по транспорту усиление тренда на уход предпринимателей с рынка не подтверждают. Впрочем, не исключают, что в муниципалитетах это возможно. "Но массовых жалоб на отсутствие сообщения или сокращение рейсов не было, — отмечает Дмитрий Коровин, начальник управления. — Были единичные обращения, и проблемы решались в рабочем порядке, выход всегда находили".

Он также отметил, что пассажиропоток частично перераспределился в пользу электричек — в них трафик за год увеличился на 2%.

По словам перевозчиков, уход с рынка части из них не особо сказался на пассажирах — на многих направлениях есть альтернативные проходящие рейсы, а где-то и вовсе не нужно было столько автобусов. И дело идет к тому, что все больше мелких игроков и дальше будут уходить с рынка.

Справка

На декабрьский конкурс выставлены следующие направления: из Барнаула — в Краснощеково, Ключи, Чаузово, Кубанку, Калманку, Косиху, Пещерку, Б. Ключи, Павловск и Горняк; из Бийска — в Алтайское, Платово, Топольное, Воеводское, Солтон, Марушку, Комарово и Макарьевку; из Рубцовска — в Краснощеково, Колывань и Новичиху, а из Благовещенки в Верх-Суетку. Отметим, что на одном маршруте могут работать сразу несколько перевозчиков.