Курортное настроение. Почему текущая ситуация в стране способствует развитию проекта "Белокуриха-2"

ноябрь 28, 2014

Проект "Белокуриха-2", еще пару лет назад оставлявший неоднозначное впечатление своей грандиозностью и прогнозными темпами развития, сегодня начинает приобретать отчетливые очертания как в инфраструктурном выражении, так и с точки зрения привлечения инвесторов. Сами инвесторы и эксперты оценивают его перспективы все более оптимистично, утверждая, что тренд повышения спроса на внутренний туризм сохранился даже на фоне напряженной экономической ситуации, складывающейся в стране. И пока в крае завершается строительство дороги, ведущей к будущему курорту, в Москве 19 ноября было подписано первое соглашение с привлеченным инвестором — компанией, которая намерена возвести отель DoubleTreebyHilton.

"Белокуриха-2".

Говорить сегодня о строительстве еще одного курорта в крае вряд ли бы пришлось, если бы в 1991 году по заказу компании "Курорт Белокуриха" не был разведан Искровский источник минеральных радоновых термальных вод. Он в два раза превосходит по объему Белокурихинский. Наличие источника, комфортные климатические условия, разнообразный ландшафт, оптимальная для отдыха высота над уровнем моря — совокупность этих факторов казалась очень соблазнительной для организации крупного оздоровительного комплекса. Однако перспектива строительства "с нуля" несла в себе и риски неподъемных для одного инвестора затрат. Заинтересованность региональных властей в развитии внутреннего оздоровительного туризма на фоне растущего на него спроса позволила приступить к реализации проекта на условиях частно-государственного партнерства. За последние 25 лет это первый подобный пример возведения курорта "с нуля" в России.

"Основной целью реализации проекта является расширение потенциала санаторно-курортного комплекса региона, формирование нового предложения на рынке оздоровительных и туристско-рекреационных услуг", — отмечают в Управлении Алтайского края по развитию санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов. Новое предложение предполагает привлечение гостей, предпочитающих максимально комфортный отдых, знакомых с высокими стандартами обслуживания и лечения.

Для умных инвесторов

Схема планирования "Белокурихи-2".
Сегодня проект "Белокуриха-2" развивается в рамках программ "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)" и "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011–2016 годы. Государство традиционно обеспечивает создание инфраструктуры — дорожной, коммунальной, энергетической. Сегодня в завершающей стадии находится строительство дороги-серпантина, инвестировано уже около 500 млн. рублей — средств федерального и краевого бюджетов. Ее запуск, уверены инициаторы проекта, даст новый импульс к развитию курорта — транспортной доступности к объекту ожидают инвесторы из Новосибирска, Томска, Кемерова, Москвы.

Олег Акимов,
заместитель генерального директора акционерного общества "Курорт Белокуриха":

Среднегорья Алтая составят очень серьезную конкуренцию не только соседствующей республике, но и другим регионам, странам. Умные инвесторы это прекрасно понимают.

В Главном управлении экономики и инвестиций, где ведут работу по продвижению проекта, считают, что есть две основные группы инвесторов, которым он может быть интересен. Первая — это крупные государственные и коммерческие компании федерального уровня, в том числе добывающие, экспортно ориентированные, ведущие масштабную внешнеэкономическую деятельность, для которых создание программ корпоративного отдыха внутри страны становится актуальным. Вторая группа — клиники федерального уровня, входящие в состав крупных холдингов (АФК "Система", "СОГАЗ" и др.). Большинству этих компаний уже направлены предложения о сотрудничестве.

Николай Чиняков,
заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций:

В России, по мнению большинства экспертов, наблюдается устойчивый спрос на внутреннее туристическое предложение, на что влияют как ослабление рубля,  так и неопределенная внешнеполитическая обстановка, вводимые некоторыми странами ограничения на въезд наших сооте­чественников. Речь идет об опеределенной категории клиентов. Эти люди привыкли к определенному уровню сервиса, лечения, отдыха, который в России может обеспечить ограниченное число курортов. И поэтому комплекс, декларирующий и применяющий индивидуальный подход, выстроенный в соответствующей концепции, может быть интересен для инвестирования.

Именно ясная концепция, считает Чиняков, поможет в дальнейшем избежать рисков ограниченного турпотока, незаполненности комплекса: "Во-первых, уже сегодня высока популярность бренда “курорт Белокуриха”, и снижения спроса не происходит. Во-вторых, в случае прихода крупных инвесторов и известных гостиничных брендов, таких, например, как Hilton, клиент может быть уверен в качестве сервиса и оказываемых услуг вне зависимости от места расположения отеля, что, безусловно, привлекательно для жителей российских городов и иностранцев. На стороне мировых брендов и многолетняя практика работы с клиентом, достаточно эффективная программа формирования лояльности, а также инструменты продвижения отелей, единые системы бронирования и тесная связь с туроператорами".

"Белокуриха-2".

Слова Николая Чинякова подтверждает Олег Бакун, директор компании "Л-Финанс", представляющей интересы гостиничного гиганта Hilton в России: "Мы готовы инвестировать в инфраструктуру “Белокурихи-2”: культурную, развлекательную, торговую, — привлекать инвесторов, стандарты обслуживания которых отвечают уровню курорта". "Л-Финанс" намерена построить отель на 250 мест к 2018 году, потратив, по предварительным подсчетам, около 1 млрд. рублей.

Инфраструктура в комплексе

Дополнительным преимуществом проекта является комплексный подход к развитию инфраструктуры курорта. В настоящее время заканчивается разработка проектов обеспечения курорта электроснабжением, газо­снабжением, а современная дорога уже строится.

"Мы рассчитываем, что в 2015 году темпы строительства в связи с этим возрастут в разы, доступ к “Белокурихе-2” будет значительно облегчен", — говорит Олег Акимов. Компания, подавая пример коллегам, уже приступила к первичным работам на участке — залила фундаменты под ресторан и мини-отель. Кроме того, в ЗАО "Курорт Белокуриха" намерены создать природно-туристический парк с особо охраняемой территорией. Уже сейчас разрабатываются маршруты различной степени сложности. В планах — создание этнопарка, пасеки с оздоровительными услугами. На сегодняшний день компания уже инвестировала в развитие проекта порядка 200 млн. рублей.

Мнения экспертов

"Край обладает возможностями развития всех видов туризма"

Олег Бакун,
директор компании "Л-Финанс", представляет интересы гостиничной сети Hilton:

Что вдохновляет лично нас как инвесторов? Конечно, природные ресурсы Алтайского края. Мы написали в миссии нашей компании: сделать доступными миру эти богатства. Регион обладает всеми возможностями для развития любого вида туризма. Я думаю, что со временем "Белокуриха-2" способна стать курортом мирового уровня. Этому может способствовать участие в проекте компаний, привлекающих внешний турпоток. Мы, конечно, проводили исследования и знаем, что Белокуриха известна в Китае, Казахстане. Жителей этих стран тоже можно привлекать, если дать компаниям такую возможность.

Сегодня региональные власти работают в этом направлении, создавая инфраструктуру. Ее наличие стало вопросом принятия решения об участии в проекте. Действующий курорт Белокуриха не отвечает запросам части рынка. В первую очередь с точки зрения имеющегося номерного фонда, сервиса и т. д. Люди, которые, предполагается, будут отдыхать в "Белокурихе-2", заботятся не только о здоровье, но и о комфорте. Поэтому проект должен быть рассчитан на гостей, привыкших к высоким стандартам обслуживания.

Больших рисков мы не видим. Алтайский край имеет возможность развивать туристическую тему еще лет 25 — точно! И мы готовы в этом поучаствовать. Я считаю, что регион может стать третьим после Сочи и Крыма центром развития туризма в стране, а лет через 15 — одним из лучших курортов мира. Конечно, есть определенные темы, решение которых позволило бы качественно изменить и ускорить реализацию проекта. Например, восстановление Бийского аэропорта. Насколько я знаю, у региональных властей есть определенные наработки в этом направлении, и мы начали общаться с людьми, которые занимаются аэропортами. Что же касается транспортной доступности в целом, то я не вижу здесь особой проблемы. Да, есть курорты, до которых лететь два часа, а до Алтайского края — четыре, но два часа не критическая разница. Если есть четкое расписание аэропорта, то отели могут организовать доставку.

"Мощностей Белокурихи уже недостаточно"

Олег Акимов,
заместитель генерального директора компании "Курорт Белокуриха":

Изначально идея строительства нового курорта с европейскими амбициями встретила определенное сопротивление в умах большинства. Однако сегодня даже самые стойкие скептики, видя результаты работы, меняют свою точку зрения. Идея со­здания туристического курорта зародилась еще давно, но от слов к делу мы перешли в 2010 году. И со временем становится все более очевидной правильность принятого решения. Действующий курорт Белокуриха перенасыщен. Если в 2010 году общая численность посетителей достигала лишь 70 тыс. человек, то к 2014 году эта цифра возросла троекратно. Имеющихся мощностей явно недостаточно. За четыре года было сделано немало. С помощью новосибирских соинвесторов, компании СИАСК составлен проект курорта и его застроек. За счет средств федерального бюджета выполнено 70% работ по строительству дорожного серпантина, соединяющего действующий курорт с "Белокурихой-2". Начато строительство ресторана и двух мини-гостиниц. Разработаны и проложены туристические маршруты, которые уже сегодня вызывают интерес туристов. Начата установка беседок и смотровых площадок в туристической зоне.

"Проект решает ряд задач"

Юрий Захаров,
начальник Управления Алтайского края по развитию санаторно-курортного и туристско-реакреационного комплексов:

Значимость проекта "Белокуриха-2" не вызывает сомнений, так как среднегодовая загрузка мест размещения в Белокурихе составляет 80%, поэтому расширение номерного фонда является актуальной задачей развития курорта. Планируемый туристический комплекс сможет обслуживать более 200 тыс. человек ежегодно. Проект решит ряд задач, таких как перераспределение туристических потоков в Белокурихе, повышение уровня сервиса и комфортности пребывания туристов, внедрение современных стандартов обслуживания в сфере санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения, использование богатого потенциала природных и лечебных ресурсов Алтая. Очень важно, что благодаря реализации проекта появится 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест, увеличатся поступления в бюджеты различных уровней.

Что предполагается построить на новом курорте

Проживание

Лечение

Отдых и спорт

Отдельно предусмотрены подземная автостоянка на 1,5 тыс. мест, вертолетная площадка.

Общая площадь вместе с туристической зоной — около 60 тыс. га

Территория активной зоны застройки курорта — около 300 га, из них первой очереди — 136 га

600 м над уровнем моря

Расстояние до курорта Белокуриха — 10 км

Финансовые характеристики

Финансовые характеристики "Белокурихи-2".

Объекты государственного финансирования

Структура частных вложений по основным группам объектов

Инвестиции на одно место — 3,3 млн. рублей

Прогнозная рентабельность инвестиций — 15,9%

Прогнозный срок окупаемости инвестиций — 10,2 года*
* Из расчета среднегодовой заполняемости 70%.

Справка

Искровско-Черновское месторождение разведано в 1991 году, находится в 13 км от Белокурихи. Минеральные воды источника относятся к бальнеологической группе азотных термальных радоновых вод. Они показаны для применения при заболеваниях сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной, мочеполовой систем и кожи. Минерализация вод месторождения немного ниже, чем у Белокурихинского, но по содержанию радона превышают его в 7–8 раз. Многолетние наблюдения показывают, что параметры вод стабильны. Эксплуатационные запасы вод составляют 840 куб. м в сутки.

Факт

В 2013 году "Белокуриха-2" назван "идеальным курортом" на Ассамблее Всемирной федерации водолечения и климатолечения в Греции.