декабрь 2, 2014
В трудный для автомобильной промышленности год правительство решило поддержать автобизнес и выделило 10 млрд. рублей на программу обновления автопарка. Мера действительно дала импульс для новых продаж, однако мощным он оказался не для всех. При этом в Алтайском крае утилизацией воспользовалось в десятки раз меньше автомобилистов, чем в кампанию 2010/11 годов.
Эффект от программы утилизации отмечают в основном лишь продавцы отечественных машин.
Олег Богданов
Новость о старте с 1 сентября программы обновления автопарка для многих была неожиданной. Предложенная Минпромторгом схема этой кампании ее участникам долгое время была непонятной. На выяснение, кто кому сколько и когда компенсирует, а также на разрешение других вопросов ушел почти месяц. В результате реально программа заработала лишь ближе к октябрю, а уже в ноябре у многих автопроизводителей (в частности, у АвтоВАЗа, на продукцию которого пришлось 40% сделок по утилизации) отведенный лимит продаж в рамках кампании себя исчерпал. Минпромторг ходом кампании доволен и думает о ее продлении.
"В первую кампанию здесь были настоящие горы автомобилей. Они ждали своей очереди пойти под пресс, лежа друг на друге в 6–7 этажей", — показывает площадку накопительной стоянки Евгений Серегин, начальник отдела заготовки алтайского филиала компании "Вторчермет НЛМК Сибирь". Это единственное аккредитованное на работу по программе утилизации предприятие в регионе. С марта 2010 по конец 2011 года здесь переработали более 10 тыс. автомобилей. Но сегодня таких возвышенностей здесь уже не увидишь.
"Тогда к нам привозили по 30–40 машин в день, — вспоминает Серегин. — Сейчас значительно меньше — по 3–4. На сегодняшний день мы приняли менее 150 авто". Он уточняет: около 30% поступающих автомобилей — грузовики, а еще очень много "Газелей". Легковушек — лишь около половины. В основном, естественно, отечественные, но попадались и Volvo, и вполне даже бодрый на вид Mercedes с трехлитровым дизельным мотором. Горько усмехаемся с фотографом: мол, такого красавца сдали, а купят небось Lada Granta.
"Нет, ее владелец грузовик для бизнеса взять хочет, на них скидки намного больше, чем та сумма, за которую можно было бы продать “мерина”", — объясняет Евгений. Он готов рассказать историю почти каждой из доживающих последние дни машин — этот "газик" сдал хлебокомбинат, эту — комбинат школьного питания. Предприятия все же воспользовались моментом обновить автопарк.
Попадаются и интересные экземпляры — идеально покрашенная "копейка" в прекрасном (для машины ее возраста) состоянии. Все детали на ней — родные. Кажется даже, что место ей на выставке ретроавто, а не на свалке. Или пример конструкторских способностей наших автомобилистов: 24-я "Волга" с колесами от УАЗа и мостом от "Чайки".
На вопрос о причинах того, что машины в эту утилизационную кампанию сдают неактивно, в НЛМК отвечают: "Весь хлам уже выбрали в те годы, почти ничего и не осталось. А у кого осталось — не могут позволить себе приобрести новую машину".
Из автомобильных дилеров Алтайского края эффект от программы утилизации отмечают в основном лишь продавцы отечественных автомобилей. Как рассказали в автосалоне "Lada-АНТ", в октябре порядка 30–40% машин продавались именно по ней. "Программа оказалась действенной, однако очень короткой — по сути, у людей, кто только раздумывал о покупке машины по утилизации, был лишь месяц, чтобы решиться на это", — говорит Кирилл Санаев, руководитель отдела продаж автосалона "Lada-АНТ".
Геннадий Кормильцев, гендиректор холдинга "АГАС", называет цифры: если в 2014 году в месяц его автосалоны продавали около 30–32 автомобилей УАЗ и 40–45 марки ГАЗ, то в октябре продажи удвоились: жители края купили 66 УАЗов и 80 ГАЗов. А вот Lifan (еще один бренд в портфеле "АГАС") по утилизации берут нечасто (лишь 10% продаж). Это несмотря на то, что китайский производитель по цене конкурирует напрямую с той же Lada. "Почему так происходит? Я тоже задаюсь этим вопросом. Наверное, причина в психологии покупателей, привыкших брать по утилизации отечественные машины", — говорит Кормильцев.
Дилеры иномарок подтверждают, что по утилизации проходят лишь единичные сделки. Причину они видят в том, что для покупки более дорогих машин скидка в 50 тыс. рублей не столь стимулирует клиента. Однако по Trade-in менять старые машины на новые стали чаще. Как рассказали в автосалоне "АлтайАвтоЦентр", сейчас так продается до 50% "Фордов". Однако до госпрограммы обновления парка этот показатель был высок за счет аналогичной внутренней программы автопроизводителя.
А в салоне "Автомагистраль" государственная программа значительно увеличила число сделок по Trade-in: за два осенних месяца их заключили больше, чем за 7 месяцев до этого. Довольны здесь продажами и по утилизации.
В октябре-ноябре продажи новых УАЗов даже превысили уровень прошлого года, что для нынешнего года очень хорошо. Мы надеемся, что правительство продлит программу обновления автопарка.
Покупатель должен:
В утиль можно сдать как легковушку, так и грузовик или автобус. Сумма скидки зависит только от типа покупаемого транспортного средства. То есть, сдав под пресс легковушку, можно купить грузовик, и наоборот.
1-й этап. Приемка
Автомобиль загоняют на модуль взвешивания "АвтоВесовая" и определяют его полную массу. Здесь же специалисты сверяют VIN-номера и комплектность автомобиля. Требования к состоянию автомобиля достаточно серьезные.
В списке необходимого оборудования 25 пунктов, в том числе:
Если на автомобиле не хватает некоторых важных узлов, сотрудники НЛМК не принимают его, пока владелец не довезет недостающее. Впрочем, по некоторым позициям нехватка не страшна: приемщики просто сделают соответствующую отметку в акте осмотра.
2-й этап. Разборка
Автомобиль отправляют на площадку разборки. Там работают 4 человека, которые в среднем за 4 часа полностью демонтируют все агрегаты автомобиля. Начинают со слива жидкостей, снимают аккумулятор и колеса. Затем демонтаж идет в такой последовательности: убирают бензобак, стекла, разбирают салон, снимают фары и ликвидируют проводку и радиатор. Потом машину переворачивают набок, срезают "болгаркой" карданный вал и все крепления двигателя и коробки, отделяют мосты. Машину возвращают в горизонтальное положение и вынимают двигатель и коробку. Их разбирают отдельно в конце.
3-й этап. Сортировка
Снятые детали складывают и группируют: отдельно резину, цветной металл, пластиковые элементы и прочее. Когда накапливается достаточное количество этих материалов, грузовиками-ломовозами их отправляют для дальнейшей утилизации на профильные предприятия-партнеры в Алтайском крае и соседних регионах. Себе для переработки НЛМК оставляет только лом черного металла.
4-й этап. Прессовка
"Пустые" кузова грейферные погрузчики по две-три штуки отправляют в камеру пресс-ножниц, где с усилием в 1 тыс. тонн остовы автомобилей сминают в компактные брикеты. Их грузят в вагоны и по железной дороге отправляют на металлургический комбинат в Екатеринбург. Там лом переработают и дадут ему "вторую жизнь".
По последним данным, всего по программе обновления автопарка россияне купили около 120 тыс. автомобилей. При этом 50 тыс. сделок произошло по схеме с Trade-in, а 70 тыс. — с утилизацией автомобилей.
Всего, по плану Минпромторга, программа обновления автопарка должна помочь продать 170 тыс. автомобилей.
Правительство выделило на это 10 млрд. рублей.
Эти вложения, по подсчету чиновников, вернутся в бюджет в размере 15 млрд. в виде налогов с проданных автомобилей.
1 млн. евро стоят французские пресс-ножницы Copex, которые используют на барнаульском предприятии "НЛМК Сибири".
Смотрите также: