Программа утилизации 2014 года на Алтае проходит без былого ажиотажа

декабрь 2, 2014

В трудный для автомобильной промышленности год правительство решило поддержать автобизнес и выделило 10 млрд. рублей на программу обновления автопарка. Мера действительно дала импульс для новых продаж, однако мощным он оказался не для всех. При этом в Алтайском крае утилизацией воспользовалось в десятки раз меньше автомобилистов, чем в кампанию 2010/11 годов.

Эффект от программы утилизации отмечают в основном лишь продавцы отечественных машин.
Олег Богданов

Новость о старте с 1 сентября программы обновления автопарка для многих была неожиданной. Предложенная Минпромторгом схема этой кампании ее участникам долгое время была непонятной. На выяснение, кто кому сколько и когда компенсирует, а также на разрешение других вопросов ушел почти месяц. В результате реально программа заработала лишь ближе к октябрю, а уже в ноябре у многих автопроизводителей (в частности, у АвтоВАЗа, на продукцию которого пришлось 40% сделок по утилизации) отведенный лимит продаж в рамках кампании себя исчерпал. Минпромторг ходом кампании доволен и думает о ее продлении.

Горы металлолома

"В первую кампанию здесь были настоящие горы автомобилей. Они ждали своей очереди пойти под пресс, лежа друг на друге в 6–7 этажей", — показывает площадку накопительной стоянки Евгений Серегин, начальник отдела заготовки алтайского филиала компании "Вторчермет НЛМК Сибирь". Это единственное аккредитованное на работу по программе утилизации предприятие в регионе. С марта 2010 по конец 2011 года здесь переработали более 10 тыс. автомобилей. Но сегодня таких возвышенностей здесь уже не увидишь.

"Тогда к нам приво­зили по 30–40 машин в день, — вспоминает Серегин. — Сейчас значительно меньше — по 3–4. На сегодняшний день мы приняли менее 150 авто". Он уточняет: около 30% поступающих автомобилей — грузовики, а еще очень много "Газелей". Легковушек — лишь около половины. В основном, естественно, отечественные, но попадались и Volvo, и вполне даже бодрый на вид Mercedes с трехлитровым дизельным мотором. Горько усмехаемся с фотографом: мол, такого красавца сдали, а купят небось Lada Granta.

"Нет, ее владелец грузовик для бизнеса взять хочет, на них скидки намного больше, чем та сумма, за которую можно было бы продать “мерина”", — объясняет Евгений. Он готов рассказать историю почти каждой из доживающих последние дни машин — этот "газик" сдал хлебокомбинат, эту — комбинат школьного питания. Предприятия все же воспользовались моментом обновить автопарк.

Попадаются и интересные экземпляры — идеально покрашенная "копейка" в прекрасном (для машины ее возраста) состоянии. Все детали на ней — родные. Кажется даже, что место ей на выставке ретроавто, а не на свалке. Или пример конструкторских способностей наших автомобилистов: 24-я "Волга" с колесами от УАЗа и мостом от "Чайки".
На вопрос о причинах того, что машины в эту утилизационную кампанию сдают неактивно, в НЛМК отвечают: "Весь хлам уже выбрали в те годы, почти ничего и не осталось. А у кого осталось — не могут позволить себе приобрести новую машину".

В ожидании продолжения

Из автомобильных дилеров Алтайского края эффект от программы утилизации отмечают в основном лишь продавцы отечественных автомобилей. Как рассказали в автосалоне "Lada-АНТ", в октябре порядка 30–40% машин продавались именно по ней. "Программа оказалась действенной, однако очень короткой — по сути, у людей, кто только раздумывал о покупке машины по утилизации, был лишь месяц, чтобы решиться на это", — говорит Кирилл Санаев, руководитель отдела продаж автосалона "Lada-АНТ".

Геннадий Кормильцев, гендиректор холдинга "АГАС", называет цифры: если в 2014 году в месяц его автосалоны продавали около 30–32 автомобилей УАЗ и 40–45 марки ГАЗ, то в октябре продажи удвоились: жители края купили 66 УАЗов и 80 ГАЗов. А вот Lifan (еще один бренд в портфеле "АГАС") по утилизации берут нечасто (лишь 10% продаж). Это несмотря на то, что китайский производитель по цене конкурирует напрямую с той же Lada. "Почему так происходит? Я тоже задаюсь этим вопросом. Наверное, причина в психологии покупателей, привыкших брать по утилизации отечественные машины", — говорит Кормильцев.

Дилеры иномарок подтверждают, что по утилизации проходят лишь единичные сделки. Причину они видят в том, что для покупки более дорогих машин скидка в 50 тыс. рублей не столь стимулирует клиента. Однако по Trade-in менять старые машины на новые стали чаще. Как рассказали в автосалоне "АлтайАвтоЦентр", сейчас так продается до 50% "Фордов". Однако до госпрограммы обновления парка этот показатель был высок за счет аналогичной внутренней программы автопроизводителя.

А в салоне "Автомагистраль" государственная программа значительно увеличила число сделок по Trade-in: за два осенних месяца их заключили больше, чем за 7 месяцев до этого. Довольны здесь продажами и по утилизации.

Максим Хныкин,
гендиректор “Автомагистрали”:

В октябре-ноябре продажи новых УАЗов даже превысили уровень прошлого года, что для нынешнего года очень хорошо. Мы надеемся, что правительство продлит программу обновления автопарка.

Схема покупки автомобиля по программе

Покупатель должен:

  1. Прийти в автосалон и забронировать подходящий автомобиль.
  2. Приехать на старом автомобиле в ГИБДД и снять его с учета.
  3. Отвезти (своим ходом или на эвакуаторе) свою машину до утилизатора.
  4. Заплатить 3 тыс. рублей утилизационного сбора и получить от утилизатора акт о сдаче автомобиля.
  5. Вернуться с этим документом к дилеру и купить новый автомобиль со скидкой.

Что можно сдать по программе утилизации

В утиль можно сдать как легковушку, так и грузовик или автобус. Сумма скидки зависит только от типа покупаемого транспортного средства. То есть, сдав под пресс легковушку, можно купить грузовик, и наоборот.

Как проходит утилизация

1-й этап. Приемка

Автомобиль загоняют на модуль взвешивания "АвтоВесовая" и определяют его полную массу. Здесь же специалисты сверяют VIN-номера и комплектность автомобиля. Требования к состоянию автомобиля достаточно серьезные.

В списке необходимого оборудования 25 пунктов, в том числе:

Если на автомобиле не хватает некоторых важных узлов, сотрудники НЛМК не принимают его, пока владелец не довезет недостающее. Впрочем, по некоторым позициям нехватка не страшна: приемщики просто сделают соответствующую отметку в акте осмотра.

2-й этап. Разборка

Автомобиль отправляют на площадку разборки. Там работают 4 человека, которые в среднем за 4 часа полностью демонтируют все агрегаты автомобиля. Начинают со слива жидкостей, снимают аккумулятор и колеса. Затем демонтаж идет в такой последовательности: убирают бензобак, стекла, разбирают салон, снимают фары и ликвидируют проводку и радиатор. Потом машину переворачивают набок, срезают "болгаркой" карданный вал и все крепления двигателя и коробки, отделяют мосты. Машину возвращают в горизонтальное положение и вынимают двигатель и коробку. Их разбирают отдельно в конце.

3-й этап. Сортировка

Снятые детали складывают и группируют: отдельно резину, цветной металл, пластиковые элементы и прочее. Когда накапливается достаточное количество этих материалов, грузовиками-ломовозами их отправляют для дальнейшей утилизации на профильные предприятия-партнеры в Алтайском крае и соседних регионах. Себе для переработки НЛМК оставляет только лом черного металла.

4-й этап. Прессовка

"Пустые" кузова грейферные погрузчики по две-три штуки отправляют в камеру пресс-ножниц, где с усилием в 1 тыс. тонн остовы автомобилей сминают в компактные брикеты. Их грузят в вагоны и по железной дороге отправляют на металлургический комбинат в Екатеринбург. Там лом переработают и дадут ему "вторую жизнь".

Величина скидок по госпрограмме, тыс. руб.

По последним данным, всего по программе обновления автопарка россияне купили около 120 тыс. автомобилей. При этом 50 тыс. сделок произошло по схеме с Trade-in, а 70 тыс. — с утилизацией автомобилей.

Всего, по плану Минпромторга, программа обновления автопарка должна помочь продать 170 тыс. автомобилей.

Правительство выделило на это 10 млрд. рублей.

Эти вложения, по подсчету чиновников, вернутся в бюджет в размере 15 млрд. в виде налогов с проданных автомобилей.

|

Цифра

1 млн. евро стоят французские пресс-ножницы Copex, которые используют на барнаульском предприятии "НЛМК Сибири".

Смотрите также: