июль 1, 2008
В программе "Авточас" ("Радио 22" на 106,4 FM) обсуждают что лучше: покупать новый иностранный автомобиль российской сборки или подержанный? Чем вызвано открытие заводов в России по сборке иностранных авто?
А.М. Сегодня начало недели и сегодня мы будем говорить о серьезной теме, причем тема эта – редкая. Она никак не касается наших местных властей. Мы, тем не менее, попробуем, поговорим об автомобильном рынке России. Начну с примера. Меня всегда очень интересовало когда же, лет пять назад, закончат покупать мебель – у нас в городе Барнауле. Вспомни, сколько открывалось у нас салонов мебельных.
М.М. Я надеюсь, они продолжают открываться.
А.М. Да, но уже не так. Тогда торговали мебелью, из моих знакомых, чуть ли не каждый второй.
М.М. И изготавливали.
А.М. И изготавливали в подвалах, где только ее не делали – в самых экзотических местах. Я всегда поражался: емкость рынка какова. Все же мебель покупают не каждый день, правильно? Как пиво, например.
М.М. Тоже самое, как магазины техники.
А.М. Да, да. И я думал, когда это закончится. И это закончилось, кстати – года три назад. И рынок начал очень серьезно перераспределяться. Пришли эти сетевые магазины, в которых был налажен очень четко бизнес. А те, которые работали в подвалах – кто-то вырос, кто-то медленно, потихоньку либо закрылся совсем, либо профилировался и т.д. Сейчас поразительна ситуация на автомобильном российском рынке. Мы если в спорте начали собирать награды, то за этот год собрали баскетбол – европейское золото, футбол – бронза, хоккей – золото и т.д. Тот рост, который показывает последние три года российский рынок, все специалисты, причем, мировые, не наши, говорят о том, что если этот рост продолжится, то через три года Россия станет первым в Европе и третьим в мире рынком по потреблению новых иномарок. Но на эту ситуацию влияет очень много факторов, о некоторых из них мы уже неоднократно говорили, а о некоторых сейчас поговорим. Так вот, один из них – это рост цен на бензин. Все те издержки, которые удешевляют автомобиль – по сути, не только саму машину как таковую, но и само ее содержание: это страхование, это налоги – транспортный налог, и цены на машины растут. С другой стороны, есть тенденция активнейшего открытия сборочных иностранных заводов в России. По последней информации, еще два производителя, которые категорично определились по своим предприятиям в России. Все это будут строить под Петербургом. Почему бы не строить в Барнауле? Место есть, полей много. Хотя нет, могут потом сказать: "Земля принадлежит ОПХ какому-нибудь". Есть такие две промзоны под Петербургом – Шушары 1 и Шушары 2. Так вот, в одной из этих зон Chevrolet начинает строить свой завод и скоро начнет заводы выпускать. Причем, мощный завод – около 70 тысяч автомобилей ежегодно. Начнут они выпускать Chevrolet Lacetti. А потом планируется там выпускать и Chevrolet Captiva, которые сейчас делаются в Корее. И Opel Antara, и Opel Astra и еще несколько моделей Chevrolet. И во второй промзоне – начнут выпускать Suzuki. Здесь они начнут собирать Grand Vitara и SX4. Вот такие тенденции. Стоит еще отметить самый крупный и первый завод – Ford Focus. Ford Focus первые два года был самым продаваемым автомобилем в России, потом на полгода потерял свои позиции, потом снова вернулся – рестайлинговый фокус вышел. И снова стала самой продаваемой машиной в России. Еще одна тенденция: цены на иномарки, которые собираются в России – все-таки ниже. Это очевидно, это нужно признать.
М.М. Ну а насколько ниже? На порядок?
А.М. Я могу сказать. Была такая машина – Camry, новая, которая стоила с обычным двигателем 2,4 литра – миллион сто. Так вот, сейчас новая Camry, в новом кузове, собранная в России стоит уже 800 тысяч рублей. И таким образом получается, что цены на разные модели процентов на 10 – 15 все-таки ниже. Но вопрос, каким образом может поменяться ситуация на рынке за счет увеличения стоимости содержания автомобиля. Это уже вторичный рынок. И второй вопрос, плавно вытекающий из первого – стоит ли покупать новые машины. Например, Америка принципиально покупает новые машины – менталитет такой. Сейчас масса компаний, которые занимаются перепродажей американских автомобилей на нашем вторичном российском рынке. Но и активно формируется местный вторичный рынок. И вопрос: стоит ли переплачивать значительные деньги, потому что машина теряет за первые годы эксплуатации от 20 до 40% в цене. При этом, если она была в одних руках, обслуживалась у официального дилера, все это подтверждено документами – зачем переплачивать эти деньги. И вот две конкурирующие постоянно мысли: когда одни говорят – смысл, зачем переплачивать столько денег, я возьму машину трехлетку, я на ней поезжу год и продам практически за те же деньги. А те, кто настроен жестко на новую машину – у них другие аргументы. Во-первых, это внутренняя гордость, это приятность того, что машина новая. Я покупал свою первую машину – это было как минимум десять лет назад, это была "Девятка" - шикарная машина! И когда ее смотрели, открыли капот и мне сказали: "М-да… Таким чистым этот двигатель уже никогда не будет". Это психологическая новизна. Но стоит ли эти деньги переплачивать. Две совершенно жесткие, конкурирующие мысли на этот счет. И еще вопрос, как повлияют эти изменения, которые увеличивают рост содержания автомобилей, то есть это цены на бензин, налоги, страховки и т.д. Повлияют ли они на эту ситуацию. Будет ли продолжать также стремительно расти наш автомобильный российский рынок, именно новых автомобилей. Или все-таки будет плавный переход на вторичный рынок. Например, в той же Германии более развит рынок вторичный. Там больше покупают бу.
М.М. У нас есть звонок. Здравствуйте.
Здравствуйте, Маша, Александр. Меня зовут Сергей. Конечно, рынок новых автомобилей будет расти безостановочно. Во-первых, почему рынок будет продолжать расти, невзирая на такие жуткие обстоятельства. Вы все уже, наверное, видели заправки – 24,50. Это вот государство так о нас заботится. Причина одна – коррупция. Она неучтожима, она процветает. Деньги у чиновников и людей близких к ним – немереные. Поэтому новые автомобили будут покупаться вот этим слоем людей.
А.М. Вы считаете, что это такой огромный слой? Что они могут влиять на автомобильный рынок в объеме?
Конечно. Этот слой, присосавшийся к государственным деньгам – незаработанные на производстве, оказании услуг, громадный просто слой людей. Поэтому рынок будет расти. А тот сегмент общества, который зарабатывает своим трудом, он, конечно, будет уходить на рынок вторичных автомобилей.
М.М. Сергей. А как вы относитесь к автомобилям иностранным, которые собираются в России?
Очень просто. Например, японский автомобиль, собранный, где бы то ни было, но не в Японии – хуже, чем японский автомобиль, собранный в Японии.
А.М. Это по собственному опыту или как?
Это не только по собственному опыту, экспертов почитайте. Собирают немецкий автомобиль Volkswagen в Аргентине. Плавится металл – одно дело, немец когда смотрит – пунктуальный, приученный к трудовой, технологической дисциплине. Должен плавиться металл, грубо говоря, 36,5 минут, он будет плавиться ровно столько же. Любой аргентинец тут начнет болтать со своей Гончиттой, и он запустит, выпустит 38 минут металл или 40. Это уже нарушит структуру металла. А потом из него сделают клапаны, двигатель – и уже будет хуже. Любой автомобиль, собранный не в пределах Японии, хуже, чем тот же автомобиль, та же Toyota Camry, собранная в Японии. Возьмите леворукую Camry, которая собрана где-то, и возьмите праворукую. Это всеми экспертами признано. Иностранные автомобили, собранные у нас, страдают той же самой болезнью, что и во всем мире – можно Camry собирать, можно Audi собирать, можно Mercedes собирать – но это будет российский Mercedes. Это будет хуже, чем немецкий Mercedes.
А.М. А с другой стороны, вы не думаете, что все эти концерны вышеперчисленные – неужели они пойдут на такой риск – потерять свой имидж, статус…
Нет, конечно, они контролируют. Конечно, Toyota, собранная в Америке или в Европе – это все равно очень хороший автомобиль. Но он хуже, чем японский. Но конечно, Toyota, собранная в Европе или Америке, даже в Латинской Америке, даже в юго-восточной Азии – лучше, чем любое наше Жигули. Это ж понятно.
А.М. Ну само собой.
Здесь и споров не может быть никаких.
А.М. Я-то другой вопрос задал. Есть там Toyota та же. Вот, статус брэнда, уровень качества – будут ли они рисковать. А причем Toyota продается в России очень много. Это компания, которая планирует в ближайшее время Ford победить по мировым продажам. Будет ли она рисковать своим имиджем, в данном случае, на российской территории ради каких-то там снижения издержек. И рисковать качеством. Может быть, все-таки машины идентичные будут? Там ведь и новое оборудование, и контроль.
А риска никакого нет. Toyota выпустила машину в России. Во-первых, это леворукая –адаптированная к нашим. Во-вторых, это подвеска будет адаптирована к нашим дорогам.Это те плюсы, которые перевесят не очень значительный минус – да, будет мотто-ресурс чуть-чуть ниже, чем у японской Toyota. Но вы же с Японии ее привезете двух- или трехгодовалую. Она практически наравне будет стоять. Здесь Toyota ничем не рискует. Другой разговор, что вы говорили о том, что Camry стоила миллион, а сейчас стоит 800 тысяч. А вы знаете, сколько стоит Camry в Европе?
А.М. В Европе они практически не продаются, в Америке – 20 тысяч долларов. 500!
500. Правильно. Соберем мы здесь машину – тот же самый Ford и прочее. У нас дешевле рабочая сила, у нас дешевле тот же самый газ, та же самая электроэнергия. Машины собранные здесь, нам продают на 30% дороже, чем они собранные, например, в Америке. И американский гражданин, которому платят 5 тысяч долларов в месяц. Но это вопрос к нашему государству, он риторический. Наше государство как было хамским, так оно и остается.
А.М. Но может быть, в Америке сейчас и закрывается так активно производство.
Они не закрываются, они переносятся просто. У нас тут человек недавно вернулся из Франции, он был на заводе Renault. Там только конвейер. Приходят контейнеры. В контейнерах лежат крылья, корпуса, двигатели – все произведено в юго-восточной Азии. А стоят французы, правда только с паспортом французским, а на самом деле чернокожие – стоят и собирают. Но это французским Renault считается. В Америке тоже самое. Вредное производство – сталелитейное, машиностроение и т.д. – оно выносится в юго-восточною Азию, а сборка останется. Там работает на заводе Renault – 500 человек и все.
М.М. Спасибо вам, Сергей. А у нас новый звонок. Алло, здравствуйте.
Здравствуйте. Рынок новых автомобилей у нас непременно будет расти. Даже на примере часов, ресторанов. Есть люди, которые покупают часы за 10 тысяч долларов и носят их с удовольствием, а есть, которые покупают часы за 150 рублей. И те и другие показывают время. Мне вот часов за 10 тысяч долларов не нужно. Если они будут идти долго, они надоедят, выйдут из моды через три года. Также и с машинами. Вы собираетесь на машине ездить 15 лет? Передать его своим детям? Любой автомобиль, собранный в России – имеет моторесурс 5-7 лет. Дальше. Должна быть у нас какая-то система, как в других странах…
А.М. Должна быть система, которая будет стимулировать на покупку новых автомобилей. А у нас очевидно таких систем пока нет.
У нас рынка автомобилей-то не было. Было три завода, которые втюхивали нам этот лом. Было дешевле чинить машину, чем покупать новую.
А.М. Ну, кстати, Волги же передавались по наследству. Это нормально.
Ее по-новой переваривали, все делали для того, чтобы ее можно было разобрать, собрать. В общем, машины покупать будут. Вы сами посудите: курицу за 100 рублей пожарить дома, купить водки за 80 рублей и выпить ее дома. Нет, люди же идут в ресторан, покупают эту курицу за 200 рублей, и пьют водку за 300 рублей.
М.М. А если вы будете себе автомобиль выбирать – какой вы выберете: иномарку российской сборки и новую или же по-другому?
Сегодня я езжу на праворуком японском автомобиле. Я доволен и счастлив. Если у меня появится большее количество денег, я куплю леворукую машину российской сборки…
А.М. Так получается, что вопрос в деньгах?
Живя в Алтайском крае, их больше появится не может. Я работаю инженером в больнице.
А.М. Спасибо за звонок. Вот по поводу замены машины – надоест она или нет. Супер-интересное социологическое исследование провели во Франции. Выясняли, почему там не популярна Toyota Corolla. Так вот ответ: она не ломается. Человеку нужен моральный повод поменять машину.
М.М. Автомобили – как нейлоновые колготки. Должны рваться.
А.М. Я вот все-таки думаю, что российский автомобильный рынок будет стагнировать и достаточно быстро.
М.М. Смс-ка пришла: "Совершенно ясно, что люди будут пересаживаться на маленькие машины. Серьезные дяди уже гоняют на девчячьих машинках". Это сообщение от Виталия.
А.М. Мы сконцентрировано проходим то, что Европа прошла за другие сроки совершенно.
М.М. Опять смс-ка: "До каких пор у нас будет дорожать бензин? Может, нашим правителям пора в отставку?". К сожалению, без подписи. Но это скорее риторический вопрос.
А.М. Мы опять же ни в одной из программ, выясняли, что цена содержания автомобиля растет. Опять таки это происходит так, как происходит в той же Германии, Франции. Транспортные налоги и прочее. Имиджевый порог тоже пройдет. Как те же часы: задача часов за 150 рублей и 10 тысяч долларов – показать время. Конечно, машина – это более многогранно, более сложно. И все же я думаю, что рынок будет перераспределяться в сторону менее мощных, машин по-меньше. Тенденции очевидны. Смотри, сейчас я буду официальные цифры называть. Ажиотажный спрос в России на новые автомобили продолжает угасать. За прошедшие пять месяцев 2008 года российские автомобилисты купили более 855 тысяч новых иномарок. В абсолютных цифрах продажи увеличиваются, но в процентном отношении статистика показывает куда меньший спрос. Примерно, продажи растут медленнее почти в два раза, чем в прошлом году.
М.М. Тем не менее, салоны открывают. Почему?
А.М. Рынок-то будет расти, я же не говорю, что он остановится совсем. Никто ведь не открыл у нас завод по сборке Лэнд Круизер 100, 200. Открывают заводы, где собирают пока маленькие машины. Это тоже тенденция.
М.М. А что у нас в городе? Откроется у нас что-нибудь, BMW-салон, анпример?
А.М. Если верить тем, кто его открывает – это мои хорошие знакомые, это произойдет уже, по-моему, в августе. В Барнауле, при всех проблемах Алтайского края, нет салонов Scoda (есть дилер, но салона еще нет), – он еще не открылся просто. И нет Honda и Mazda. Subaru официальных пока тоже нет, но ими торгуют активно. Нет Audi, но тоже скоро откроется. Есть такая информация, что на автомобильном рынке будет происходить такая же ситуация, что происходила, например, с салонами компьютерной и бытовой техники. Они будут оставаться, но Москва будет потихонечку подскупать это все. Другие деньги, другие обороты, другие возможности. Конечно, рынок будет расти. Более того, на многие модели сохраняется дефицит. На Land Cruiser 200, который стоит от 2 млн 200 тыс. рублей – полгода очередь. С людей раньше брали предоплату 60 тысяч и говорили ждать три месяца минимум. А сейчас даже предоплату перестали брать. Как раньше говорили: гримасы Запада, капиталисты.
Еще одна причина задуматься: появилась официальная информация. Западные аналитики утверждают, что автомобильную индустрию ждет значительное повышение цены. Дело в том, что австралийский рудные компании подписали новые контракты с китайскими сталеварами, в результате чего, цены на металл вырастут примерно на 85%. Примерно с 2009 года постепенно машины начнут дорожать. Еще одна вещь. Лидеры продаж за прошедшие пять месяцев 2008 года в России – автомобили, собранные в России. Это Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Renault Logan, Hyundai Accent. И после того, как Scoda Octavia стали собирать в городе Калуге – также увеличился спрос. Удачи всем на дорогах.